Презентация по русскому языку на тему "морфология". Презентация по русскому языку на тему "морфология" Презентация на тему морфология по русскому языку

(по Львовой)

Тема: Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке

Цели урока : 1) повторить и обобщить сведения о морфологии как разделе лингвистики, о классификации частей речи в русском языке; 2) повторить сведения о морфологических признаках имени существительного и совершенствовать умение учащихся проводить морфологический разбор слов этой части речи.

I . Морфология как раздел лингвистики (первое задание на с. 123)

Предложим шестиклассникам назвать те разделы лингвистики, которые они изучали в первой четверти, и затем напомним, что до конца этого учебного года им предстоит изучать морфологию, а в рамках этого раздела лингвистики – самостоятельные части речи.

Попросим ребят открыть оглавление и сравнить планы изучения существительного и прилагательного. Учащиеся придут к выводу, что эти самостоятельные части речи им предстоит изучить в соответствии с единым планом: отличительные признаки слов каждой части речи; способы их образования; особенности правописания и употребления в речи; правила использования в составе словосочетания, предложения, текста. После этого предложим подумать, как помогут изученные разделы (орфография, синтаксис и пунктуация, текстоведение) в овладении новым материалом, и дать ответ, опираясь на оглавление.

II . Части речи в русском языке (второе задание на с. 123, задания на с. 124)

Учащиеся сильного класса рассматривают схему на с. 123 и, закрыв книги, восстанавливают её по памяти в тетради. Затем организуем само- или взаимопроверку.

Другой вариант работы – совместное составление схемы, отражающей классификацию частей речи в русском языке. Учитель последовательно выстраивает её на доске, получая необходимую информацию из ответов учеников на следующие вопросы.

На какие группы делятся части речи в русском языке? Каковы отличия самостоятельных частей речи от служебных?

Перечислите служебные части речи.

На какие группы делятся самостоятельные части речи? Назовите неизменяемую самостоятельную часть речи.

На какие группы можно разделить изменяемые самостоятельные части речи в зависимости от особенностей их формообразования?

Назовите спрягаемую часть речи. Почему глагол является спрягаемой частью речи?

Перечислите склоняемые части речи. Как они изменяются?

После этой работы учащиеся сопоставляют составленную в совместной работе схему с данной в учебнике.

В слабом классе в процессе рассмотрения схемы на с. 123 попросим учащихся ответить на следующие вопросы.

Какие сведения даны в схеме на сиреневом фоне? Как мы отличаем самостоятельные части речи от служебных? Почему междометия и звукоподражательные слова отделены в схеме от остальных частей речи белой линией?

Рассмотрите внимательно правую часть схемы и, закрыв книги, перечислите служебные части речи. В прямоугольники какого цвета заключены названия этих частей речи?

Рассмотрите левую часть схемы. В прямоугольники какого цвета заключены названия самостоятельных частей речи? В течение минуты перечитайте про себя эти названия и перечислите их по памяти соседу по парте.

Какие сведения заключены в голубые прямоугольники? Назовите неизменяемую часть речи.

Какая информация дана на зелёном фоне? Что называется склонением? Что такое спряжение? Назовите спрягаемую часть речи. Перечислите склоняемые части речи.

После проведённой беседы ученики выполняют задание перед схемой.

Чтобы облегчить работу учащимся слабого класса с заданиями на с. 124, учитель по своему усмотрению может предложить использовать в ответе части речи из записанных на доске предложений, например: Прямо передо мной, по дорожке, полз большой чёрный муравей и тащил что-то белое в лапках или зубах. Не знаю, есть ли у него зубы? (И. Дегтярёва)

III . Имя существительное как часть речи (работа с таблицей на с. 124, упр. 278 (1))

Предоставим учащимся на уроке время для повторения постоянных и непостоянных признаков имён существительных, а также перечня разносклоняемых существительных, а затем организуем взаимопроверку в парах.

Домашнее задание: 1) научиться восстанавливать схему на с. 123 по памяти и произносить по ней устное высказывание; 2) упр. 278 (2).

Урок 48. Грамматические признаки имени существительного и его употребление в речи

Цели урока : 1) совершенствовать умение проводить морфологический разбор имён существительных; 2) углубить и расширить представление о непостоянных признаках имён существительных.

I . Части речи в русском языке. Порядок морфологического разбора (повторение)

В зависимости от уровня подготовки класса учитель выбирает один из видов проверки знания классификации частей речи в русском языке:

1) воспроизведение схемы на с. 123 по памяти в тетради или на отдельном листке с последующей взаимопроверкой или проверкой учителем; 2) устное высказывание по схеме, воспроизведённой на доске, или без использования зрительной опоры; 3) взаимоопрос учащихся по содержанию схемы; 4) фронтальный опрос по теме «Части речи».

После этого организуем проверку выполнения упр. 278 (2).

II . Число и род имён существительных (упр. 276 (1, 2), 277, 280, 282, 279)

В процессе обсуждения задания 1 упражнения 276 подведём учащихся к выводу, что поэту удалось создать яркую картину пробудившейся от зимнего сна природы, выразить весеннее, радостное, светлое настроение благодаря использованию существительных, которые называют приметы весны, передают её краски, звуки.

Прокомментируем в случае необходимости ответы учащихся на вопрос упр. 277 (1): выделенные слова являются омонимами грамматическими, а не лексическими, так как существительное очко совпадает в звучании и написании с существительным очки, а существительное час -- с существительным часы только в падежных формах множественного числа.

Напомним, что определить род существительного (упр. 279) помогает приём согласования с ним прилагательного или местоимения-прилагательного, например, мой. Понять, к какому роду относится существительное, помогает также форма родительного падежа единственного числа: у существительных мужского и среднего рода в этой форме окончания -а, -я, у существительных женского рода -- -и, -ы: тюль – тюля, мозоль – мозоли, шампунь – шампуня.

По своему усмотрению учитель может дополнить задание 1 упражнения 279, предложив учащимся записать существительные мужского и женского рода в составе словосочетаний прилагательное + существительное (главное слово).

Домашнее задание: 1) упр. 284 (1); 2) индивидуальные задания – упр. 284 (2) (см. примечание 1); 3) по желанию – упр. 276 (3) (см. примечание 2).

Примечания. 1. Распределим задание 2 упр. 284 между несколькими учениками. 2. Предупредим учащихся, которые пожелают подготовить письмо по памяти (упр. 276 (3)), о форме проверки этого задания (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем в специально отведённое время и т. п.).

Резерв – упр. 283, 285.

Слайд 1

Повторение. Морфология

Слайд 2

На уроке мы:
вспомним, что изучает морфология;
установим разницу между знаменательными и служебными частями речи;
возобновим знания о междометии.

Слайд 3

Морфология (греч.) ̶̶̶̶
Раздел науки о языке
грамматические значения
«морфо» ̶ форма, «логос» ̶ учение.
изучает
категории и формы
грамматические разряды слов

Слайд 4

Выделение частей речи
Общее грамматическое значение
Морфологические признаки
Синтаксические признаки
Предметность ̶ существительное, признак предмета ̶ прилагательное, действие – глагол.
Род, число, падеж, время, лицо и т.д.
Роль слов в словосочетании и предложении.

Слайд 5

Междометия
Части речи
Знаменательные
Служебные
Имеют лексическое и грамматическое значение;
являются членами предложения.
Не имеют лексического и грамматического значения;
не являются членами предложения.
Служат для выражения чувств, эмоций, душевных состояний;
не изменяются, не являются членами предложения, не имеют синтаксической связи с другими членами предложения.
существительное
прилагательное
глагол
местоимение
числительное
наречие
причастие
деепричастие
предлоги
союзы
частицы
не изменяются,

Слайд 6

существительное
предмет
кто? что?
одушевленность
собственные
нарицательные
неодушевленность
собирательные
единичные
конкретные
абстрактные
вещественные
Самостоятельная часть речи
1 склонение: жен, муж. и общего род с -а, -я: жена, дядя, плакса.
2 склонение: муж. род с нулевым: берег, день, и ср. рода с о, е: окно, море.
3 склонение: жен. род с нулевым: степь, ночь.
Разносклоняемые: имя, время, вымя, темя, пламя, знамя, семя, стремя, бремя, племя, а также путь и дитя.
средний
мужской
женский
общий
Род
И. кто? что? Р. кого? чего? Д. кому? чему? В. кого? что? Т. кем? чем? П. о ком? о чем?
Падеж
Лексико-грамматические признаки
Число
любой член предложения
единственное
множественное

Слайд 7

прилагательное
Самостоятельная часть речи
признак предмета
какой? чей?
определение или именная часть составного именного сказуемого
согласуется с существительным в роде, числе и падеже
Разряды
качественные
относительные
притяжательные
степени сравнения
сравнительная
превосходная
яркий, добрый
стеклянный, летний
мамин, бабушкин
ярче добрее более яркий менее яркий
ярчайший наидобрейший наиболее яркий наименее добрый

Слайд 8

числительное
Самостоятельная часть речи
количество или порядок предметов при счёте
Структура
Простые: один, десять
Сложные: пятьдесят
Значение и грамматические особенности
количественные сколько? восемь
порядковые который? восьмой
чаще всего сказуемое, подлежащее, определение
сколько? который?
Составные: пятьдесят пять
дробные
собственно количественные
собирательные
Количественные
три, восемнадцать
пятеро, трое
одна вторая, две сотых
изменяются по падежам, числам, родам
изменяются по падежам

Слайд 9

глагол
Самостоятельная часть речи
действие предмета
что делать? что сделать?
любой член предложения, чаще сказуемое
Постоянные признаки
Непостоянные признаки
Вид
Совершенный что сделать?
Несовершенный что делать?
Спряжение 1, 2
Время (настоящее, прошедшее, будущее)
Наклонение (изъявительное, условное, повелительное)
Род (только прош. время)
Лицо (1-е, 2-е, 3-е)
число (единственное и множественное)
Переходность/непереходность
Возвратность (постфикс -сь, -ся)

Слайд 10

Признаки глагола
причастие
Самостоятельная часть речи
признак предмета по действию
какой? каков? что делающий? что делавший? что сделавший?
согласованное определение
Признаки прилагательного

Залог (действительный, страдательный)
Время (настоящее и прошедшее)
Род (м., ср., ж.)
Число (ед., мн.)
Падеж (Им. п. ̶ Пр. пад.)
Полнота-краткость (у страдат. прич.)

Слайд 11

Признаки глагола
деепричастие
Самостоятельная часть речи
дополнительное действие при основном
что делая? что сделав?
обособленное обстоятельство
Признаки наречия
Вид (совершенный и несовершенный)
Возвратность/невозвратность
Неизменяемость
Синтаксическая роль обстоятельства

Слайд 12

местоимение
Самостоятельная часть речи
указывает на предметы, признаки, количество
может быть любым членом предложения
не называет их
личные
возвратное
притяжательные
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
себя
мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их
Лера себя не обидит. Проекты себя не оправдали.
Это мой дом. Его взгляд очень внимателен.
Я покатаюсь на качелях. Он хочет мой леденец.

Слайд 14

местоимение
относительные
отрицательные
неопределенные
кто, что, какой, который, чей, сколько
никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей
некто, нечто, некоторый, некий, несколько
Я не знаю, кто придет ко мне.
Никто не знает об этом.
Несколько человек сидело рядом.

Слайд 15

наречие
Самостоятельная часть речи
признак действий, признаки признаков
как? куда? когда? где? почему? зачем? в какой степени?
обстоятельство
Не имеют
рода
числа
падежа
Не спрягаются
Не склоняются
Луна ярко озаряла всю долину.

Слайд 16

наречие
меры и степени
места
образа действия
времени
причины
цели
в какой степени? насколько?
зачем? для чего? с какой целью?
когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
где? куда? откуда?
как? каким образом?
Значения наречий
почему? отчего?

Слайд 17

предлог
Служебная часть речи
выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
Не изменяются
Не являются членами предложения
Выражают различные отношения
причинные
пространственные
временные
непроизводные
производные
без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через
образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков: Дом около реки.

Слайд 18

союз
Сочинительные
связывают в сложноподчиненном предложении простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому
Подчинительные
Составные
Простые
из одного слова
из нескольких слов
а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто
в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что
связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).
Служебная часть речи
связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИЗУЧАЕМ ЧАСТИ РЕЧИ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основной задачей данного пособия является обобщение и систематизация изученного материала по теме «Части речи» и предоставление системы упражнений для отработки умения различать различные части речи. Пособие включает: -теоретический материал -систему упражнений, направленную на закрепление умения выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов. -упражнения, направленные на развитие креативного мышления АВТОРЫ: Филиппова Валентина Витальевна, учитель ГБОУ СОШ №394, Архипова Т.Н., куратор проекта

РОЛЬ И МЕСТО ЧАСТЕЙ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Наиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка. Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками. Морфология – (греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

КЛАССИФИКАЦИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В.В.Виноградов выделял 4 структурно-семантических класса слов:

Части речи Знаменательные слова Служебные слова междометие Существительное Местоимение-существительное прилагательное Числительное наречие Глагол Категория состояния предлог союз частица Вторая система классификации частей речи в современном русском языке

Программа Т.А. Ладыженской Программа В.В.Бабайцевой Знаменательные: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие Знаменательные: существительное, прилагательное, числительное, наречие, местоимение, причастие, деепричастие Служебные: предлог, союз, частица Служебные: предлог, союз, частица Междометия Междометия Звукоподражательные слова

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО Часть речи Морфологические признаки 1. Начальная форма 2. Постоянные признаки: 1) собственное - нарицательное; 2) одушевлённое - неодушевлённое; 3) род; 4) склонение 3. Непостоянные признаки: 1) падеж; 2) число III . Синтаксическая функция.

ПРОВЕДИТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке³ (Нагибин). В почтовом поезде³, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов). Истинный друг³ познается в несчастье (Эзоп). В славянских странах русского3 скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии3 - уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский. В современном мире языком международного общения3 нередко выступает английский язык. Мужчина ³ ничего не стоит, если в нем нет ничего дьявольского (Бронте). И мысль свою Беликов тоже старался запрятать в футляр ³ (А.П.Чехов) Стремительная ракета оказалась в воздухе³, а на Земле учёные продолжают следить за ней. Я осудил себя на вечную разлуку³ и с холодом в груди пустился в дальний путь (Фет). Слух обо мне пройдет по всей Руси³ великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык(А.Пушкин).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО I . Часть речи II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма 2. Постоянные признаки: 1) разряд по значению; 2) Степень сравнения (для качественных) 3. Непостоянные признаки: 1)род; 2)число; 3)падеж III . Синтаксическая функция

ПРОВЕДИТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Хороша³ страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский). Не отвечая на сестрины ³слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский). Шли два приятеля вечернею³ порой и дельный разговор вели между собой (Крылов). Все внизу уже тонуло в сумерках, и только верх кургана освещался красными³ лучами солнца (Скиталец). Мы вошли под свод развесистых деревьев, и нас охватил влажный, горячий³ пар (Гончаров). Земля на пригорках уже оттаяла и покрылась редкой щетиной молодой³ травы (Ильин). Благоговея, все читали приметы гнева и печали на сумрачном³ его челе(Пушкин). Север сказочно богат³, и один наш Север способен прокормить население всей России (Пикуль). Она просто клала голову на сложенные бутербродом ладони и в следующую секунду уже видела какой-нибудь приятный и веселый³ сон (Акунин). Время дорого³, и терять его не станем (Гончаров).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛОВ I. Часть речи. II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма (неопределённая форма). 2. Постоянные признаки: 1) вид; 2) возвратность; 3) переходность-непереходность; 4) спряжение. 3. Непостоянные признаки: 1) наклонение; 2) время (если есть); 3) лицо (если есть); 4) число; 5) род (если есть). III . Синтаксическая функция.

ПРОВЕДИТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛОВ Любишь³ кататься – люби и саночки возить (пословица). Началась³ пахота (Пришвин). Вижу³ лес, и вечернее полымя, и обвитый крапивой плетень (Есенин). Дробится³, и плещет, и брызжет волна мне в очи соленою влагой (Толстой) . Одна бы няня знать могла³, да не догадлива была (Пушкин). Я никогда не боялась ³ боли - только лжи (Полозкова). Меж ими все рождало споры и к размышлению влекло (Пушкин). Всегда кажется, что нас любят ³ за то, что мы хороши. А не догадываемся ³ , что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит (Толстой). С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось³ общаться друг с другом. Мы рубили ³ лес, мы копали ³ рвы, вечерами к нам подходили³ львы, но трусливых душ не было меж нас, мы стреляли ³ в них, целясь между глаз… (Гумилев).

УПРАЖНЕНИЯ ПО ИМЕНАМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ Упражнение 1. Прочитайте текст и выполните задания. С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом. Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского3 скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии3 - уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский. Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий - переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен. Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто3 или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает бóльшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения3 нередко выступает английский язык. (По материалам энциклопедии «Русский язык»)

1. Выпишите из текста имена собственные. 2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. 3. Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род. 4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их. 5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род. 6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры. 7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род. 8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Упражнение 2. К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными. Рояль, фамилия, мышь, картофель, рельс, тюль, молодежь, толь, мозоль, бандероль, вермишель, вуаль, фасоль, гастроль, туш, тушь, кадриль, табель, гантель. Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме рода. 1) Кофе был... чуть тепл... . 2) Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3) В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 4) Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске нашей газеты. 6) Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7) Стар... леди был... одет... в элегантный костюм.

Упражнение 4. Вставьте правильный вариант окончания формы множественного числа существительного. 1) Медали и орден... являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор... . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон... неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор... губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор... о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск... . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт... . 7) Многие цех... завода переориентированы на выпуск новой продукции.

Упражнение 5. От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные. - Ек -, - ик -: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь. - Ец -, - иц -: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло. -Ин-, - изн -, - ет -, -есть-, - еств -: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный. -Чик-, - щик -: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка. - Еньк -, - оньк -: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.

Упражнение 6. 1. Существительные, стоящие в скобках, поставить в предложенном падеже. С тремя из них составить предложения. Находился (отдаление), говорил (воспитание), отдыха (Дунай), отразилось (урожай), встретился (издательство), ездил (автомобиль), стрелки (циферблат), спустился (парашют);снимался (фильм), шел (лестница), лечился (амбулатория), видит (расстояние), ранен (наступление), жили (подвал), находится (плаванье), прочел (оглавление), записано (постановление), село (санаторий), учился (лицеи), лекция (астрономия), рассказывал (впечатление), обсуждалось (ассамблея). 2. Составить словосочетания с существительными в предложенном падеже. Вестибюль, иней, обычай, гербарий, безмолвие, ротозей, указатель,. злодей, искусство, ..запястье, стихотворение, идея, единица, чешуя, преподаватель, кондуктор, потребитель, ремесло, верховье, улей. 3. Составить словосочетания, поставив оба существительных в предложном падеже: фестиваль, Швеция- на фестивале 8 Швеции; академия, заседание – в академии на заседании. Излечение, санаторий; путешествие, Африка; окошко, кухня; скамейка, сквер; басня, медведь пробуждение, природа; сарай, хутор; выступление, собрание; кресло, терраса; встреча, пароход; вокзал, буфет; юбилеи, театр; домик, опушка; линейка, лагерь; движение, орбита.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ИМЕНАМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ Упражнение 1. Прочитайте текст и выполните задания. Величайшее3 богатство народа - его язык! <...> Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость... Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)

1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам. 2. Из первого абзаца выпишите словосочетания « прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного. 3. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого). 4. Сделайте морфологический разбор указанных слов. Упражнение 2. От приведенных ниже прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения. Образец: сильный - сильнее, более сильный, сильнейший, самый сильный. Злой, хороший, красивый, глубокий, умный, деловой, дорогой, богатый, твердый, чистый, ловкий, здоровый, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, мягкий. Упражнение 3. Найдите и подчеркните все неправильные формы степеней сравнения имен прилагательных. Более шире - более широко - шире - ширее - ширше; кратчайший - самый кратчайший - самый короткий; худший - самый худший; лучший - самый хороший - очень хороший - лучше всех.

Упражнение 4. Перепишите примеры, согласовывая поставленные в скобках прилагательные с существительными, к которым они относятся. Выделите окончания. 1) В (сонный, застывший) воздухе стоял монотонный звон. 2) Егерь заранее осматривает (волчий и лисий) тропы. 3) Слух о пожаре быстро разнесся по (окрестный помещичий) усадьбам. 4) Во дворе слышался гул (ребячий) голосов. 5) Удивительных пернатых увидели мы на (птичий) базаре. 6) Веселое оживление царило в (рыбачий) поселке. 7) В его взгляде было какое-то беспокойство, изобличавшее (внутренняя) борьбу эмоций. 8) (Раннее летнее) утром альпинисты начали восхождение на (ближняя высокая) гору. Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы. Распределите прилагательные в две колонки: 1) с одной н; 2) с двумя н. Серебр... ые часы, тума...ая мгла, багр...ый закат, стари...ое оружие, ветр...ая подруга, бесчисле...ое множество, лебед...ая песня, кож...ое кресло, сви...ая тушенка, дискуссио...ый вопрос, песч...ый берег, каме...ый дом, моното...ые звуки, оловя...ые солдатики, осе...яя погода, маши...ое отделение, дров...ой склад, ветр...ая мельница, безветре...ая погода, журавли...ое гнездо, недюжи...ые способности, ю...ый друг, аукцио...ые правила, государстве...ая пошлина, двусторо...ий договор, вое...ая прокуратура, конституцио...ое право, обществе...ое положение.

Упражнение 6. Допишите, с какими животными обычно сравнивается человек. по его внешним качествам: неуклюжий, как ___________; толстый, как ______________; длинноногий, как __________; выносливый, как ___________; здоровый, как _____________; по его внутренним качествам: храбрый, как _____________; хитрый, как ______________; коварная, как _____________; трусливый, как ____________; верный, как _______________.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ГЛАГОЛАМ Упражнение 1. Прочитайте текст и выполните задания. Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал3, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел3... Книги говорили3 мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле. Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться3 в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит3 вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы. 2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных. 3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца. 4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени? 5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры. 6. Произведите морфологический разбор указанных слов. Упражнение 2. Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами. 1) Я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий. 2) Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении. 3) Без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство. 4) Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить).

Упражнение 3. Составьте словосочетания с глаголами. Встретится - встретиться, освободится - освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселится - веселиться, садится - садиться, чистится - чиститься, беспокоится - беспокоиться, ссорится - ссориться, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться. Упражнение 4 . Спишите, вставьте пропущенные буквы. Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 5. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. 1) За двумя зайцами погон...шься - ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать - скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся - догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т. Упражнение 6. Послушайте грамматическую сказку про дядюшку Глагола и сделайте к ней иллюстрации.

Жил-был царь Глагол. Все в прошлом в его королевстве было хорошо, глаголы изменялись только по родам (сделал, сделала, сделало) да по числам (сделал – сделали), и никаких проблем не было. Но вот наступили теперешние времена, а за ними и будущие грядут, и глаголы с безударным окончанием перестали слушаться старого царя, каждый так и норовит изменяться по-своему. Решил тогда царь разделить наследство между своими двумя сыновьями. Первому отдал все глаголы на - оть, - ать, - еть, - уть, а второму – только глаголы на - ить. И повелел царь всем подданным первого сына носить в окончании -е, а глаголам второго сына – -и. Обиделся второй сын, что ему такую малую долю отдал отец, и тайно ночью переманил к себе 4 глагола на - ать (гнать, держать, дышать, слышать) и 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть). Как утром рассердился царь, узнав о предательстве! Решил тогда он установить справедливость, и по его приказанию 2 глагола на - ить вынуждены были перейти к 1-му сыну, чтоб хоть как-то скрасить его поражение (брить, стелить). Разделил царь Глагол своих подопечных и теперь контролирует их только в прошедшем времени, а в настоящем и будущем за них отвечают его сыновья. Правда, и у них не все гладко: как ни бились, а несколько слов остались вне подчинения и спрягаются, как им угодно, – то как глаголы 1-го спряжения, то как глаголы 2-го (хотеть, бежать). Тогда братья-королевичи отселили непокорных на отдельный остров, и так их и стали называть – разноспрягаемые.

Е-И В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВАРИАНТ 1 Идти по дороге к избушке; во время пребывания в Италии; преуспевать в школе по истории, математике; побывать в Астрахани, в Ярославле; прилипнуть к яблоне; прикоснуться к черемухе; печатать в типографии; располагаться в селении возле речки; растут близ дороги; перелетала от лилии к лилии; росли у опушки; присутствовать на спектакле в театре; в причудливой местности; увидеть в лазури неба; посвятить Марии Андреевне. ВАРИАНТ 2 Лечиться в санатории; бродить по аллее, по отмели; расположиться в здании; сделать из соломки; в белом инее; взбираться по лестнице; в сообщении об открытии выставки; пригореть на сковородке; участвовать в решении вопроса; в путешествии по Америке, по Европе, по Азии; стоял в раздумье; отдыхал на взморье; привыкнуть к опасности; отражаться в сиянии лучей; учиться мудрости.

ДИКТАНТ Н-НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВАРИАНТ 1 Клюквенный морс; старинная картина; глиняный сосуд; пламенная речь; Безветренная погода; юный художник; голубиная стая; песчаный берег; Серебряный кубок; торжественное событие; ветреный день; змеиная кожа; Земляной орех; петушиный гребень; льняная ткань; осенний лес; ВАРИАНТ 2 Диковинный случай; орлиный взгляд; карманный фонарь; ржаной хлеб; Лавинная опасность; полынный запах; длинный шарф; звериный рев; Даль туманна; берестяная грамота; работа временна; дорога длинна; Искусная резьба; искусственный щелк; шерстяная юбка; глухариная охота.

БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ Лыка не вяжет, далеко не уедешь. Калачом не заманишь, как только земля терпит. Руки не доходят, не разгонишься. Ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся. Своя ноша не тянет, правда глаза колет. Души не чает, на языке вертится. Ковром стелется, комара не обидит. Пальчики оближете, комар носу не подточит. Дареному коню в зубы не смотрят; мягко стелет, да жестко спать.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ГЛАГОЛАМ Придумайте заглавие к тексту. Разбейте текст на абзацы. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА МИКЛУХО-МАКЛАЯ С ПАПУАСАМИ Маклай раздвинул ветки и осмотрелся. Узкая тропинка привела его к широкой песчаной площадке, вокруг которой стояли хижины. Их крыши были сделаны из пальмовых листьев, окон не было. Свет проникал в жилище только через единственную дверь. Маклай заглянул в одну хижину, с трудом рассмотрел в непроглядной темноте очаг из камней, помост из бамбука, связки перьев и раковин. Ученый отошел от хижины на несколько шагов и остановился на середине площадки. В сочно-зеленой листве деревьев мирно пели птицы, на земле колыхались тени от веток, в траве трещали насекомые. Маклай стоял, присматривался к незнакомым растениям, прислушивался к пению птиц, звону цикад, шуму стремительного горного ручья. Шорох позади привлек его внимание. Он быстро оглянулся и увидел темнолицего человека. Человек в нерешительности замер на месте, потом вздрогнул и бросился бежать. (По А.Чумаченко) (124 слова)

Задания (по вариантам) 1. Произведите лексический разбор слов: I – колыхались; II – стремительный. 2. Произведите морфемный разбор слов: I – раздвинул; II – прислушивался. 3. Произведите морфологический разбор слов: I – (к) песчаной (площадке); II – (через) единственную (дверь); 4. Произведите фонемный разбор слов: I – заглянул; II – темнота. Справка для учителя: Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846–1888). Русский путешественник, этнограф (специалист по этнографии – науке, изучающей материальную и духовную культуру народа). Изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870–1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (ныне Берег Миклухо-Маклая). Выступал против расизма и колониализма. (БСЭ)

БИБЛИОГРАФИЯ 1. Маслов М. Ю. Введение в языкознание. М., Высшая школа, 1997. 2. Большая Советская Энциклопедия 3. Богданова А. Сборник Диктантов 5-9 класс 4. http://rus.1september.ru 5. Газета «Русский язык». №8, 2003. 6. http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovskaia_Rus_EGE_A/4.html 7. http://www.gramma.ru/EDU/?id=4.0 8. Учебники для 6-9 классов под редакциями Разумовской и Ладыженской 9. Методички Педагогического колледжа им.Некрасова по частям речи


Разделы: Русский язык

Цели:

  • Познакомить обучающихся с разделом лингвистики "Морфология".
  • Учить распознавать самостоятельные и служебные части речи.
  • Прививать любовь к слову.

Ход урока

1. Приветствие.

Доброе утро! Я Вам говорю!
Доброе утро я людям дарю.
И улыбаются добрые люди,
Видно, слова они добрые любят!

2. Знакомство с грамматической сказкой. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

А какие формы у вас есть?

Род, число, падеж.

А что вы умеете делать?

Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.

А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

Беседа.

  1. О каком разделе языкознания вы узнали?
  2. Что изучает морфология?
  3. Какие части речи вы знаете? Много ли их?
  4. Приведите примеры слов разных частей речи из стихотворения О.Высотской "Весёлая грамматика". Упр. 68 в учебнике "Русский язык. 5 класс". Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.М., 2007

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

Термин "морфология" ввёл русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Сообщение ученика.

3. Практическая работа.

Распределите данные слова в таблице. Карелия, лейся, земля, кантеле, мудрая, пой, тайга, озёра, древняя, звените, песня, руны.

Что помогло записать данные слова в столбики? (задавали вопрос, определяли значения слов)

ВЫВОД. Почему все слова можно распределить по частям речи?

  1. Вопрос.
  2. Значение.
  3. Грамматические признаки.
  4. Синтаксическая роль.

Составьте из данных слов предложения.(Учащиеся зачитываю предложения)

Карельские поэты А.Мишин и И.Костин соединили эти слова так, что у них получился Гимн Республики Карелия. Запишем в тетрадь. (Повторение пунктограмм "Знаки препинания при обращении", "Тире между подлежащим и сказуемым").

Карелия - мудрая древняя земля!
Лейся, песня, кантеле, звонче пой
Во имя карельской земли родной.
Звените, озёра, и пой, тайга!
Родная земля! Ты мне дорога!

4."Соберите стихотворение" (Строчки из стихотворения разрезаны)

В ожидании весны.
Спешит весна, а за окном
Ещё река покрыта льдом,
Ещё сугробы там и тут,
Ещё сосульки не растут.
Не вспомнив о календаре,
Зима гуляет во дворе.
Я ей напомню, что пора
Уйти на Север со двора!

Посчитайте, сколько существительных, прилагательных, глаголов встретилось в этом стихотворении. Почему так много существительных?

Анализ высказываний о частях речи.

" Существительное - сердце языковой вселенной, оно является душой всех частей речи", - считает Е. Любичева.

"Глагол - ангел движения, без которого фраза мертва", - утверждает Ш. Бодлер.

По мнению В.Виноградова, "прилагательное - самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении".

В стихотворении нет прилагательных, которые "озаряют" предмет, расцвечивают его.

Используя эпитеты, расскажите о весне.

Красивая, яркая, нежная,
Солнечная, радужная,
Голубоглазая, светлая,
Ароматная, приветливая,
Тёплая, ледоходная,
Звонкая, певучая,
Дождливая, плакучая,
Лучезарная, лазурная,
Весёлая, влюблённая.
(Пименова Катя)

Знакомство со "Словарём эпитетов".

А можно ли задать вопросы и определить значение у слов а, за, и, не, о, что, на?

Прочитайте теоретический материал в учебнике и скажите, как называются эти слова. Стр.186.

5. Подведение итогов.

  • Что вы узнали сегодня на уроке?
  • Какая часть речи вам больше всего понравилась?

Творческое задание.

1. Вставьте прилагательные.

Весенний снег.

Он уже не::(пышный).

Он уже не::..(лыжный).

Он не из ваты.

Он:::..(ноздреватый).

Он уже не::(белый).

Он потемнелый.

Серый и мокрый,

Старый и добрый.

Можно дать лексическое значение слов, которые нужно вставить.

2. Вставьте глаголы. Для справок: веет, скрылось, гаснет, краснее.

:::вечер, ::..солнце,

Лишь закат::::::..

Счастлив тот, кому зарёю

Тёплый ветер::::.. . (И.Бунин)

Домашнее задание.

Подобрать стихи, в которых больше всего или существительных, или глаголов, или прилагательных

Поиск себя