Я не люблю иронии твоей некрасов. Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» Некрасова Я е люблю иронии твоей

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…

Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» Некрасова

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» входит в т. н. «панаевский цикл» Некрасова, посвященный А. Панаевой. С самого начала романа положение поэта было двусмысленным: он жил вместе с возлюбленной и ее мужем. Отношения между всеми троими были, естественно, натянутыми и часто приводили к ссорам. Они еще больше обострились после ранней смерти первого ребенка Панаевой от Некрасова. Становилось понятно, что в таком виде роман продолжаться больше не может. Любовь Некрасова к Панаевой не ослабевала, поэтому он испытывал постоянные мучения. Свои ощущения и мысли поэт выразил в произведении «Я не люблю иронии твоей…» (1850 г.).

Некрасов в попытке сохранить любовные отношения обращается к возлюбленной. Он призывает ее оставить иронию, которая все чаще овладевает Панаевой. Ребенок мог бы скрепить их отношения, но его смерть только усилила неприязнь женщины. Некрасов апеллирует к началу романа, когда любовь была еще сильна и в равной степени владела душами влюбленных. От нее остался лишь «остаток чувства», но и благодаря ему еще можно исправить ситуацию.

По второй строфе видно, что Некрасов сам предчувствует «развязку неизбежную». Отношения длятся около четырех лет, они уже привели к рождению ребенка, а поэт описывает их в терминах, относящихся к возникновению романа: «свидание», «ревнивые тревоги и мечты». Возможно, этим он хотел подчеркнуть свежесть испытываемых чувств. Но при таком длительном сроке о «свежести» не может быть и речи. Она как раз и свидетельствует о непрочности и легкости отношений.

В художественном отношении наиболее сильна заключительная строфа. Некрасов уже сам твердо заявляет, что развязка «не далека». Описывая состояние отношений, он применяет очень красивое сравнение. Умирающее чувство поэт сравнивает с осенней рекой, которая перед зимней спячкой очень бурная и шумная, но ее воды холодны. Также Некрасов уподобляет остаток страсти «последней жажде», которая невероятно сильна, но уже скоро бесследно исчезнет.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» показывает всю силу испытываемого Некрасовым страдания. Его предчувствия были верными, но они воплотились в жизнь далеко не сразу. Панаева покинула поэта только в 1862 г., сразу же после смерти мужа.

«Я не люблю иронии твоей» Некрасов

«Я не люблю иронии твоей» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей » написано Некрасовым предположительно в 1850 г., напечатано в журнале «Современник» № 11 за 1855 г. Оно включено в сборник стихотворений 1856 г.

Стихотворение обращено к Авдотье Панаевой, в которую был влюблён Некрасов. Их роман, начавшийся в 1846 г. и длившийся почти два десятка лет, так и не закончился законным браком. В этом смысле стихотворение «Я не люблю иронии твоей» пророческое.

Авдотья Панаева была женой друга Некрасова Ивана Панаева, с которым они вместе возрождали «Современник». С 1847 г. троица жила вместе, Некрасов с согласия ветреного Ивана стал гражданским мужем Панаевой. Оба тяготились этой связью, хоть и любили друг друга.

Отношения Некрасова и Панаевой были неровными. Случались бурные выяснения отношений, временное охлаждение друг к другу. Об этом стихотворение.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» относится к интимной лирике и входит в так называемый «панаевский цикл». Оно повествует о развитии любовных отношений, реалистично объясняя внутренние причины внешних изменений в общении.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения - развитие любовных отношений, угасание и охлаждение чувства.

Основная мысль: только любовь - это настоящая жизнь, поэтому любовь нужно беречь, нужно заботиться о её сохранении, заметив первые признаки угасания.

Стихотворение - это обращение к возлюбленной. Поводом к обращению стала насмешка, ирония возлюбленной по отношению к лирическому герою.

В первой строфе лирический герой признаёт, что чувства его угасают, что некогда горячая любовь только теплится в сердце. Ирония, с точки зрения лирического героя, свойственна «отжившим и не жившим», то есть тем, кто не любил вовсе или уже не любит.

Во второй строфе лирический герой описывает нынешнее состояние отношений: женщина застенчиво и нежно желает продлить свидание, в сердце лирического героя «кипят ревнивые тревоги и мечты». Но любовь угасает, что передаётся словами «пока ещё». Последняя строчка второй строфы называет угасание любви неизбежной развязкой.

В последней строфе лирический герой уже не питает иллюзий, не надеется на продолжение отношений, к чему призывает в первых двух строфах, используя восклицательные предложения. Скандалы и конфликты - признак завершения отношений, когда в сердце уже «тайный холод и тоска».

Тропы и образы

Стихотворение строится на противопоставлении холодного и горячего, кипения и оледенения. Любовь подобна кипящему бурному потоку, что описывается с помощью метафор: горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой . Чувству противопоставлены тайный холод и тоска сердца (метафора равнодушия).

Чувства, предшествующие охлаждению, Некрасов сравнивает с рекой, которая осенью сильнее бурлит, хотя становится холоднее. Таким образом, сила чувств (бурность) не равнозначна для лирического героя их качеству (теплоте или холодности). Река побурлит и замёрзнет, так же и любовь.

Стихотворение имеет законченную мысль и без последних двух строчек, перед которыми стоит многоточие. Сравнение чувств с бурной рекой - тот последний аргумент, который лирический герой приводит, чтобы добиться понимания возлюбленной.

Большое значение в стихотворении имеют эпитеты. Все они негативно окрашены: ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод . Им противопоставлены наречные эпитеты с положительной окраской: горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно . Действия героев лирический герой воспринимает как проявление любви, но состояния (тревога, жажда, развязка ) считает лишёнными желанного чувства. Так идея стихотворения работает на языковом уровне.

Размер и рифмовка

В стихотворении необычна и ритмическая организация, и рифмовка. Размер определяется как пятистопный ямб, но пиррихиев так много, что ритм сбивается, как у человека, который от волнения не может выровнять дыхание. Этому эффекту способствует укороченная последняя строчка в первой строфе.

Каждая строфа состоит из 5 строчек, рифмовка в каждой строфе разная. В первой строфе она кольцевая, во второй - перекрёстная, в третьей перекрёстная чередуется со смежной. Эта неупорядоченность соответствует внутреннему мятежу лирического героя. Мужская рифма чередуется с женской тоже неупорядоченно благодаря разной рифмовке.

Кроме социально направленной поэзии, в душе Н. А. Некрасова всегда было место чувствам личного порядка. Он любил и был любим. Это отразилось в группе стихотворений, которые принято называть «панаевским циклом». Примером станет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…». Анализ будет дан ниже, а пока кратко познакомимся с его лирической героиней.

Авдотья Панаева

Прелестная умная женщина, которую родители торопливо выдали замуж, потому что девушка всей душой стремилась к эмансипации. Она подражала стремилась надеть мужскую одежду и - о, ужас! - подрисовала себе усы! Замуж выдали за журналиста Ивана Панаева, который не отличался верностью и не стеснял свободы супруги.

У них в салоне собиралось блестящее литературное общество, и все до единого были влюблены в красавицу и умницу Авдотью Яковлевну. Но она ответила, далеко не сразу, только на безумные, сумасшедшие чувства Николая Алексеевича, который, не умея плавать, топился на ее глазах в Фонтанке. Так началось большое чувство, которое длилось около двадцати лет. Но на свете кончается все. И когда чувства стали остывать, то Николай Алексеевич написал: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения будет проведен по плану.

История создания

Предположительно оно было написано уже через пять лет после начала близких отношений в 1850 году, а опубликовано в «Современнике» в 1855 году. Что могло послужить охлаждению столь бурных чувств? Ведь сама А. Я. Панаева писала о них стихотворения. Попытаемся поразмышлять над строками Николая Алексеевича «Я не люблю иронии твоей…», анализ которых входит в нашу задачу.

Жанр стихотворения

Это интимная лирика большого гражданского поэта.

Произведение рассказывает о зародившихся чувствах в прошедшем времени, об их состоянии и неизбежной развязке и предполагаемом разрыве в настоящем времени. Видимо, их отношения стали привычными и однообразными и не давали такую обильную пищу для вдохновения, как гражданская поэзия. Потому в отношениях стала появляться со стороны Авдотьи Яковлевны ирония, которая только усугубляла холодность со стороны Некрасова. Так появилось стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», анализ которого мы начинаем. Но поэту надо отдать должное, он прямо и деликатно говорил своей избраннице, что именно в ее поведении ему не нравилось, ничего не скрывая.

Темой стало возникновение любви, ее постепенное умирание и полное охлаждение.

Главная мысль - любовь надо трепетно беречь, поскольку это чувство редкое и дается не каждому.

Композиция

Н.А. Некрасов разделил на три строфы «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения мы, естественно, начнем с первой.

Лирический герой обращается прямо и просто к близкой женщине и просит прекратить в разговорах с ним иронизировать. Видимо, острая на язычок Авдотья Яковлевна не могла сдержаться, когда ей что-то было не по душе, когда она в чем-то усматривала неуважительное или невнимательное к себе отношение. По мнению лирического героя, ирония должна принадлежать только тем, кто пережил свои влечения или никогда не встречался с ними. А в них обоих, так горячо любивших, еще остались язычки пламени любви, и они греют душу. Им рано предаваться иронии: надо бережно хранить то, что они имеют на сегодняшний день.

Во второй строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов (анализ мы сейчас проводим) показывает поведение своей любимой женщины. Она еще стремится продлить их свидания «застенчиво и нежно».

Она, очень женственная, по-прежнему ему предана сердцем и не может жить без этих встреч. А он? Он полон страсти. Лирический герой все еще горяч и пылок, в нем мятежно кипят «ревнивые мечты». Поэтому он просит не иронизировать и не ускорять развязку. Все равно она неизбежно к ним придет, но пусть дольше сохранятся красивые отношения.

Третья строфа совсем печальна. Поэт не скрывает ни от себя, ни от любимой, что их расставанье уже придет скоро. Их страсти кипят все сильней. Они полны последней жаждой любви, но «в сердце тайный холод и тоска». Лирический герой с горечью констатирует этот факт. Но от него никуда не спрячешься. Потому и не стоит иронией уничтожать былую прекрасную и томительную, нежную страсть.

Ирония, которая изначально содержит в себе насмешку, оскорбляет лирического героя, поэтому он и говорит: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения показывает скрытый контекст высказываний Авдотьи Яковлевны и прямые искренние слова лирического героя. Он призывает свою даму сердца не демонстрировать по поводу и без повода свою негативную позицию, а выражать ему сочувствие и понимание.

Анализ стиха «Я не люблю иронии твоей…»

Стихотворение написано пятистопным ямбом, но пропусков ударений (пиррихиев) очень много. Ими передается читателю волнение поэта. Например, с пиррихия начинается первая строка в первой строфе, им же она и заканчивается, при этом подчеркивается восклицательным знаком.

Каждая строфа состоит из пяти строчек, но рифмы в каждой строфе разные. Поэт использует кольцевую (первая строфа), перекрестную (вторая строфа), смешанную (третья). Внутреннее смятение лирического героя проявляется этим способом в полной мере.

Стихотворение построено на контрастах. В нем противопоставляется холодное и горячее, кипение и оледенение. Метафорически любовь сравнивается с бурлящим потоком реки, «но холодней бушующие волны…».

После этих заключительных строчек стоит многозначительное многоточие. Река бурлит, но все равно замерзнет, и холод скует их обоих, «горячо любивших». Прежним кипящим нежностью и страстью отношениям метафорически противопоставлен «тайный холод и тоска».

Эпитеты имеют негативную окраску: неизбежная развязка, ревнивые тревоги, последняя жажда. Другие, напротив, окрашены положительно: чувства «мятежно» кипят, возлюбленная ждет свидания «застенчиво и нежно».

Эпилог

Некрасов и Панаева расстались. Потом умер ее муж, затем она жила одна, а после этого счастливо вышла замуж и родила ребенка. Однако поэт любил Панаеву и, несмотря на свою женитьбу, посвящал ей свои стихи («Три элегии») и упомянул в завещании.

В 1850 году Некрасов написал стихотворение под названием «Я не люблю иронии твоей». Через пять лет его напечатали в журнале Современник, через год писатель включил его в сборник стихотворений. Данное произведение написано, как обращение к Авдотье Панаевой, тогда поэт был безумно влюблен в нее. Роман данных двух личностей начался в 1846 году и продлился около двадцати лет. Однако их любовь так и не закончилась настоящим браком, поэтому если разобрать стих, можно считать произведение «Я не люблю иронии твоей» пророчеством.

Авдотья была женой друга писателя Ивана Панаева, два этих человека бок обок возрождали журнал современник. В 1847 году Панаев со своей женой и Некрасов стали проживать вместе, муж признал их любовь и позволил жить с ней гражданским браком. Хоть эта связь их смущала, однако они были настолько близки друг к другу, что мирились с такой жизнью. Отношения были у людей не так и благополучны, у них случались ссоры, когда на определенное время парочка даже охладевала друг к другу.

Стих «Я не люблю иронии твоей»

Данное произведение написано в интимной лирике, оно входит в панаевский цикл жизни Некрасова. Здесь рассказано про любовные отношения и описывается подробно причины изменений и других вариаций в общении между героями. Стих рассказывает про развитие любовных отношений, а также всякие неурядицы в них угасание и полное охлаждение чувств между героями.

Основная идея данного произведения заключается в любви, то что это настоящая жизнь. Такое теплое чувство нужно беречь и заботиться о нем, ведь если проявить некую слабость можно потерять любовь и чувства просто-напросто угаснут. Само стихотворение повествует обращение автора к своей возлюбленной. Поводом для повествования данной истории стала насмешка любимой и ее ирония по отношению к автору.

Если разбирать стих, то следует отметить в первой строфе признание лирическим героем что все-таки его чувства угасают, что когда-то безумная и яркая любовь превращается с теплой в холодную. Ирония здесь предусматривается для тех людей, которые не любили никогда или уже прошла у них любовь.

Во второй строфе описывается теперешнее состояние отношений у пары. Теперь женщина немного стесняется и при этом очень нежно проявляет желание продлить свидание, а в сердце самого героя прослеживается ревность, тревога и мечты. Далее следует предложение о том, что конечной развязкой все же будет угасание любви. В последней же строфе герой уже не питает иллюзий. Он знает, что надеяться на продолжение отношений бессмысленно. Поэтому завершение всей этой любовной истории будут служить скандалы и конфликты и что в данной ситуации уже сердце охладело друг к другу.

Тропы, образы

В стихе наблюдается противостояние холодного и горячего, кипения и обледенения. Любовь здесь описана многими метафорами: «горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой». Также в стихах много метафор равнодушия, например, «тоска сердца». Чувства, которым предшествует охлаждение автор сравнивает с рекой, которая начинает бурлить осенью сильнее, хотя уже и холодно.

Таким образом здесь следует отметить неравнозначность чувств, они отличаются и холодом, и теплотой. Река будет бурлить некоторое время. Но в итоге все равно замерзнет. Также в произведении присутствует незаконченная мысль, об этом может судить многоточие, которое оставлено в конце стиха. Автор ради внимания своей возлюбленной сравнивает их чувства с бурлящей рекой.

Также в стихотворении ярко выражены эпитеты, которые имеют не малое значение. Они выступают в негативных красках: «ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод». Также им противостоят другие эпитеты уже в положительной окраске: «горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно». В строках действия лиричных героев автор подразумевает как любовь, однако она сопровождена таким состоянием, при которых чувств они лишены.

Размер, рифмовка

Эти два обозначения представлены в стихотворении в весьма необычном свете. Размер выполнен в пятистопном ямбе, однако здесь много пиррихиев, так что ритм сбивается, можно это сравнить с человеком, который говорит, но очень волнуется, поэтому не может выровнять дыхание. Этот эффект очень отчетливо наблюдается в последней строчке первой строфы.

В стихотворении каждая строфа состоит из пяти строчек, рифмовка же отличается. Так в первой строфе она в образе кольца. Во второй части перекрестная, а третья чередуется между последней и смежной. Такую беспорядочность можно сопоставить с внутренним состоянием лирического героя. В общем можно сказать, что рифмовка здесь отличается в значительной степени, даже если сравнить мужскую и женскую.

Основные моменты

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» образует единый лирический дневник, где отображены оттенки чувств самого героя. Само произведение относится к любовной лирике и отражает определенный момент жизнь влюбленного человека. Здесь все его переживания, тревога, поэтому здесь нет определенного события и истории, а лишь описание чувств. Стихотворение начинается без увертюры:

Я не люблю иронии твоей,
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим -
Нам рано предаваться ей!

После этого читателю представлена динамика всех тревог и переживаний, которые приводят к разладу в жизни влюбленного героя, развязка подкрадывается по тихонько, однако она будет неизбежной:

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной.

Во второй строфе эмоциональности в значительной степени способствует анафора. Так значительную эмоциональную нагрузку в текст вкладывает повторение в тексте двух строк. Также параллелизм словом «пока» увеличивается и каждое предложение усиливает выразительность. В кульминационной строфе лирический герой обозначает свое отношение с возлюбленной как бурление и кипение, которое приводит к полному угасанию:

Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…

Данное стихотворение очень точно передает весь процесс душевной жизни героя, где прослеживаются нотки исповеди. Читатели знают Некрасова как народного страдальца, который следует за народом и пытается показать общественности всю трагичность ситуации. Однако в этом стихотворении автор представлен совершенно в другом свете, поэтому многие критики сравнили Некрасова с Пушкиным.

Детали анализа

Как и многие писатели Некрасов не стал исключением и написал свой стих о любви, который у него получился довольно неплох. Автор посвятил данный стих своей любви, здесь Некрасов описал все свои чувства и переживания. В основе лежит тот момент, когда горячие чувства безумной любви в определенный момент охладевают и вовсе исчезают. По всему видно, что данный фактор существенно повлиял на героя и принес ему много мук. Здесь он с большой нежностью вспоминает былые дни, когда они горячо любили друг друга, однако присутствует и много противоречий.

В данном стихотворении кажется, что герой с последней надеждой призывает свою любимую его услышать. Автор понимает, что уже возникают совершенно другие чувства и описывает последствия, которые могут наступить. Здесь герой бунтует против слова ирония, которая возникла между двумя любящими сердцами. Такое чувство по мнению автора может возникнуть только в самом конце отношений. Именно свою позицию и мысли высказывает автор от имени героя, тот в свою очередь описывает большую роль понимания и искренности между самой героиней и им.

Так персонаж сравнивает свои чувства с огнем, который пылает и готов сжечь все вокруг. Однако любящая дама уже не чувствует это и у нее остался только остаток от этой искренности. Также герой понимает, что во всем этом есть и его вина, именно за него любовь охладела и перестала быть такой горячей. Далее наступает кульминационный момент в последней строфе где описано что от любви осталось только потухающее кипение, а в самом сердце холод с тоской. Стихотворение с использованием пятистопного ямба использует женские и мужские окончания. Данное произведение весьма характерно именно для Некрасова, оно помогает узнать его совершенно с другой стороны.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» относится к так называемому панаевскому циклу, стихотворения которого навеяны отношениями с В.Я Панаевой и образуют единый лирический дневник, отразивший все оттенки чувств лирического героя.

Стихотворение относится к любовной лирике и отражает момент внутренней жизни человека, его переживания, поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и коней, сложенного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки, поэтому стихотворение начинается без какой-либо «увертюры»:

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим -

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной.

Вторая строфа очень эмоциональна. Этому способствует анафора. Повторение в начале двух строк слова «пока» получает значительную эмоциональную нагрузку и усиливает параллелизм строения каждого предложения и его выразительность.

В последней строфе - кульминационной - лирический герой оценивает взаимоотношения с любимой женщиной как угасающие «кипение» продиктованное лишь «последней жаждой», а в сердце на самом деле «тайный холод и тоска»…»

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» правдиво и точно передает сложный процесс душевной жизни, отсюда - напряженный драматизм лирической исповеди.

Мы, читатели, больше знаем Некрасова как певца народных страданий, как поэта, посвятившего «лиру» «народу своему». В анализируемом стихотворении он предстает в совершенно другом ракурсе, очень неожиданном, а это еще раз подтверждает, что поэзия Некрасова крепко связано с классической традицией, и по выражению литературоведа В.В. Жданова она «унаследовала пушкинскую ясность выражения мысли, а порой и пушкинскую стилистику».

Добиваемся цели