Церковь николая чудотворца на берсеневской набережной

Криворукие фотографии сделаны мной, а текст цитирую по статье Елены Лебедевой.

Одна из ныне действующих церквей Николая Чудотворца находится на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Недавно отреставрированная, она похожа на пряничный теремок. Ее ныне существующее здание было возведено в XVII веке, но сама церковь появилась здесь гораздо раньше. Всю свою историю церковь была связана и с этим легендарным домом, и с этим зловещим местом.
Само название местности - Берсеневка - уже наводит на мрачное воспоминание о казненном в далеких временах московском боярине. В XVI - XVIII в.в. здесь находилась "Берсенева решетка", то есть ночная застава, запираемая и охраняемая сторожами, которые следили за порядком в городе. В годы правления Ивана III за караул в этом участке отвечал "объезжий голова" боярин И.Н. Берсень-Беклемишев, имя которого носит и одна из Кремлевских башен - Беклемишевская, потому что рядом с ней располагался его двор. Где-то там, у Москвы-реки, боярин был казнен в 1525 году - из-за неосторожной и смелой искренности с великим князем Василием III. А еще говорили, что перед смертью опальный боярин переехал из Кремля со всем своим двором на Берсеневку.
Впрочем, другая, менее обоснованная версия гласит, что название этой местности произошло от сибирского слова "берсень" - крыжовник, который мог расти в близлежащем Государевом саду на Софийке. Он был разбит еще повелением великого князя Ивана III в 1493 году, когда в пожаре выгорело все Заречье против Кремля, и государь приказал устроить там только сад, без жилых домов, дабы предостеречься от огня в городе впредь.
Уже в конце XIV века здесь, в районе Берсеневки, был монастырь под именем Никола Старый, что "на Болоте" - такое название получила эта топкая местность из-за постоянных разливов Москвы-реки и сильных дождей, которые превращали правобережную часть города в болото до постройки в 1786 году Водоотводного канала.
Видимо, с тех времен, от древнего монастыря и осталась на Берсеневке Никольская церковь - возможно даже, что она была прежде соборным храмом этой обители или одной из ее церквей.

Церковь упоминается еще в 1475 году, когда была деревянной, а в 1625 году называлась "Великий чудотворец Никола за Берсеневой решеткой". А память о замосквореченском, или, как говорили в старину, зареченском монастыре Москва хранила долго - молва утверждала, что именно в него Иван Грозный заточил опального митрополита Филиппа. И будто со всей первопрестольной стекался на Болото народ и толпился у стен темницы мученика. На самом же деле митрополита держали под арестом в Богоявленском монастыре Китай-города, а предание о Берсеневке появилось из-за слухов о Малюте Скуратове. С его именем молва связывала соседние с церковью красные палаты - будто бы жил в них сам главный опричник, к которому мрачный дом перешел от того самого боярина Берсеня.

Древняя часть этих палат действительно относится к XVI веку, и возможно, что именно здесь происходили тайные и кровавые расправы над неугодными царю. В 1906 году при сооружении электрической станции здесь, неподалеку от будущего Дома на Набережной, были открыты старинные подземные помещения - настолько высокие, что в них могла поместиться лошадь, о чем свидетельствуют обнаруженные там кости. В мрачных подземельях были найдены и останки человека, и множество тисков, а вскоре рядом нашли серебряные монеты времени Грозного. Вероятно, это и были пыточные подземелья Малюты Скуратова, который жил где-то рядом. Однако в советское время могила опричника была обнаружена на противоположном берегу Москвы-реки, близ церкви Похвалы Богородицы, что оставило историкам новую загадку, - ведь в те времена умерших хоронили только в своих церковных приходах, а значит, Скуратов жил не на Берсеневке, а прямо напротив нее.
Так или иначе, но только Берсеневка в московской молве была тесно связана с Малютой Скуратовым. Еще одно предание гласит, что после Скуратова дом перешел к его зятю, Борису Годунову - царь был женат на дочери Малюты.
Лишь с середины XVII века дом и церковь на Берсеневке имеют доподлинно известную историю. В 1657 году из старых палат построил себе усадьбу думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами в Замоскворечье.



Тогда же он выстроил заново и красавицу-церковь с главным престолом, освященным во имя Св.Троицы, и с Никольским приделом, которая стала его домовым храмом. В 1695 году, уже после гибели дьяка, на ее колокольне появился колокол в 1200 пудов, отлитый самим Иваном Моториным - 42 года спустя он вместе с сыном будет отливать в Кремле печально знаменитый Царь-Колокол.

Стены трапезной

Надолго растянулось строительство палат - работы еще велись и на рубеже XVII-XVIII столетий. Полагают, что в создании их окончательного вида принимал участие знаменитый М.Чоглоков, архитектор Сухаревой башни. Однако другая, более точная версия называет автором палат Ивана Зарудного - из-за сходства декора Берсеневских палат с элементами его Меншиковой башни, построенной позднее.
После смерти царя Федора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в круг придворных лиц, которых замыслили погубить Милославские. И был дьяк убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили, и труп поволокли на Красную площадь с криками: "Расступитесь, думный едет!" Он был погребен здесь, на Берсеневке, в приходе своей домовой церкви.
Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь. Кирилловы много жертвовали на эту обитель - именно на их средства были сооружены монастырские красные стены с красивыми башнями.
С 1756 года дом на Берсеневке стал принадлежать казне: сначала здесь располагался сенатский архив, потом в нем жили сенатские курьеры, и дом именовался "Курьерским". В 60-х годах ХIХ века бывший дом Кирилловых был подарен правительством московскому Археологическому обществу, которое проводило в нем свои знаменитые публичные научные заседания.

Церковь же с середины XVIII века стала обыкновенной приходской. В 1812 году она пострадала от пожара - "обгорела" и отреставрированная, была вновь освящена в следующем году после изгнания Наполеона.
В конце 1920-х годов в бывших палатах думного дьяка разместилось общежитие строителей Дома на Набережной. А в 30-е годы в подвале под закрытой Никольской церковью были найдены старинные иконы и скелет девушки с косой и вплетенной лентой, замурованный в нишу. Увидеть страшную находку больше никому не удалось - когда открыли каменную плиту, прах вмиг рассыпался.
В 1930 году после закрытия замосквореченской церкви немедленно стали добиваться ее сноса: в тот же год уничтожили колокольню, поскольку она "затемняла" помещение соседних реставрационных мастерских. Причина же сноса была, разумеется, другой - о ликвидации церкви на Берсеневке особенно хлопотал архитектор Борис Иофан, строивший в том месте целый архитектурный ансамбль - Дворец Советов и Дом на Набережной - как образец социалистического "дома-города" в стиле конструктивизма. По первоначальному проекту Дом должен был гармонировать с Кремлем и в замысле предполагался красно-розового цвета. Но судьба распорядилась иначе, и дом оказался мрачно-серым.

Фотография 1882 года из альбома Найденова. Колокольню, к сожалению, успели разобрать...

Трагедия Берсеневки продолжилась и в зловещем Доме на Набережной - пошла молва, что он был построен из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил, и потому столь несчастно складывалась судьба его многочисленных жильцов. Это были в основном члены советского правительства, министры и их заместители, маршалы и адмиралы, на головы которых в 30-е годы обрушилась секира сталинских репрессий. Лишь единицы из них избежали казни и лагерей. Даже "покой" жителей дома вместо консьержек охраняли военные, а в маленьких подвалах-окошках первого этажа держали сторожевых собак.
Старинный Никольский храм начали разбирать - в таком соседстве с новым идеологическим центром советской столицы ему не было места. А потом строительство Дворца Советов было приостановлено, и храм чудом уцелел. В 1958 году в нем был открыт НИИ музееведения, а в 70-х годах началась его реставрация.
Богослужения в нем были возобновлены в 1992 году. На празднике Преображения того же года в церкви был отслужен молебен о мире в Абхазии. В настоящее время храм действует.




А еще на фоне этой изящной и уютной церкви ее сосед за рекой кажется особенно неуклюжим, громоздким, нелепым и искусственно помпезным. Думаю, что так смотрелся и настоящий дореволюционный Храм Христа Спасителя.

Разумеется, все это слишком субъективно, и у каждого могут возникать свои собственные впечатления.

В Замоскворечье есть «пряничный домик» - церковь Святого Николы Чудотворца на Берсеневке, старейший храм Замоскворечья, поставленный на месте Зареченского монастыря Николы Старого. Храм невысок, но привлекает внимание своим узорчатым нарядом.

Церковь Николы на Берсеневке - московский православный храм, построенный в середине XVII века. Главный престол храма освящён во имя Святой Живоначальной Троицы, приделы - во имя Святителя Николая и преподобного Феодосия Великого Киновиарха. Составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова

Место, на котором стоит храм Николы на Берсеневке, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежность её богатому вотчиннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины VII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, “изукрашен” - к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-“кубышками” и арками, украшенными «гирьками».

Основной объём церкви Николая Чудотворца на Берсеневке завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ? фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание.

В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела - Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году церковь Николы на Берсеневке была закрыта. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.

Здание храма сохранилось практически без изменения с 1657 года, несмотря на то, что церковь сильно пострадала в пожаре 1812 года. А вот эклектичную колокольню 1854 года постройки в советское время снесли.
По легенде, здесь хранилась хоругвь времен Ивана IV вся усыпанная драгоценными камнями. Считалось, что после каждой сотни убиенных царь раскаивался и укреплял на ней сапфир. Когда на Крестных ходах хоругвь выносили, народ пытался сосчитать количество жертв.

Говорят, что...
«...сюда вел подземный ход прямо из Кремля. Как бы то ни было, но какой-то тайный ход был обнаружен мальчишками».

«...в одной из келий содержали под стражей митрополита Филиппа».

Адрес храма Николая Чудотворца на Берсеневке: Москва, Берсеневская набережная, дом 18-22
Официальный сайт храма Николая Чудотворца на Берсеневке:

Именно так следует правильно называть храм, который все по привычке именуют “Никола на Берсенёвке”. Он стоит на Берсенёвской набережной Москва-реки напротив и входит в комплекс .

Любопытно, что возведение храма совпадает по времени с постройкой – 1656-1657 годы. Очевидно, что заказчиком новой каменной церкви во имя Живоначальной Троицы был Аверкий Кириллов. Наверное поэтому во многих советских источниках (напр. “Памятники архитектуры Москвы”) её принято считать домовым храмом рода Кирилловых. Более поздние источники указывают на то, что вокруг храма существовало кладбище. Из этого напрашивается вывод, что церковь была не домовой, а приходской. Кроме того, Николай Чудотворец на Берсенёвке, как и многие другие храмы Москвы, построен на месте древней деревянной церкви конца XIV столетия.

Церковь св. Николая на Берсенёвке стоит настолько близко к , что в конце XVII века существовал крытый переход, соединявший храм с палатами. Логично, что знатная семья Кирилловых считала его своей домовой церковью. Сам Аверкий и его супруга похоронены в северном притворе храма.

В конце XVIII века к церкви св.Николая пристроили новую классицистическую трапезную. Она выглядит совсем чужеродной по сравнению с церковью, выполненной в традиционном для середины XVII века стиле русского узорочья.

Северный фасад церкви Николая Чудотворца на Берсенёвке.

До 1932 года в комплекс храма также входила колокольня.

Старая фотография церкви св.Николая на Берсенёвке с колокольней из альбома Н.А.Найдёнова. Снимок с сайта http://oldmos.ru/old/photo/view/20391

Её снесли по просьбе сотрудников реставрационных мастерских, они ссылались на то, что колокольня препятствовала правильному освещению мастерских. В настоящее время с южной стороны церкви возвели временную деревянную звонницу.

Б.Иофан, советский архитектор, автор неосуществлённого проекта Дворца Советов на месте разрушенного , добивался сноса и самой церкви св.Николая на Берсенёвке, но, слава Богу, разрушить её то ли не успели, то ли не посчитали нужным.
С 1958 года в храме размещались помещения научно-исследовательского института музееведения. Богослужения возобновились с 1992 года.

Чаще всего мы подходим к храму с набережной и сразу видим северную часть церкви с нарядным крыльцом. Поднимем глаза вверх и полюбуемся пятиглавием храма.

Центральный барабан красиво убран тройным рядом аркатуры.

Верхний ряд аркатуры – непрерывный, два нижних имеют разрывы, это так называемый расчленённый ряд аркатурного пояса.

Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature - ряд арок) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада). Такая аркатура состоит из деталей которые наложены на поверхность стены. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был типичен для храмовой архитектуры Владимиро-Суздальского княжества.

Четверик храма с внешней стороны оформлен двумя рядами кокошников. Это бесстолпный храм, поэтому на нём нет закомар. Нижний ряд кокошников украшен накладными ромбами и змейками. В верхнем ряду увидим витые валики, перехваченные жгутами, розетки.

Торжество убранства продолжается на северной стене. Три больших окна убраны замысловатыми навершиями.

Теперь рассмотрим интересное крыльцо. Оно примыкает к небольшой галерее-паперти.

Разнообразные архитектурные элементы храма отличаются ярким многоцветием. Раскрашенные детали крыльца сразу привлекают внимание. Розовым цветом выделен внешний килевидный валик свода и полуколонки по бокам, вислый камень или “дынька”, обрисован контур двойной арки. Зелёным цветом подчёркнута дуга над входом, жёлтым – капители полуколонок. Внизу, на основаниях и капителях кувшинообразных столбов есть вкрапления голубой краски.
Интересно, что на старых чёрно-белых фотографиях храм кажется или монохромным (белым), или двухцветным. (Нижние снимки взяты с сайта соборы.ру http://sobory.ru/photo/178223)

Бочкообразная кровля крыльца уникальна и не имеет аналогов в московском каменном зодчестве. Бочкообразное перекрытие крыльца хорошо видно с некоторого расстояния.

Из-за покрытия в виде бочки понадобилось возвести и килевидное завершение кровли крыльца.
Внутри над дверью едва видны остатки росписи.

Крыльцо примыкает к галерее-паперти. Она также очень нарядна. С северной стороны большие арочные окна галереи обрамлены ширинками с изразцами.

Изразцы хорошо сохранились.

Наличие двуглавых орлов на изразцах свидетельствует о государственной службе главного вкладчика храма Аверкия Кириллова.

На восточной стене галереи видим такие же детали, как и на северной.

На левой апсиде малое окошко отличается от двух соседних – вокруг него нет валика, нет и треугольного навершия, как на центральном и правом малых окошках. Скорее всего, эти детали утрачены.

Три большие окна на апсидах нарядно обрамлены полуколонками с бусинами, которые опираются на кронштейны. В центре треугольных наверший помещаются украшения в виде кувшинчиков.

Чтобы рассмотреть верхнюю часть восточной стены лучше чуть-чуть отойти назад.

Ряды килевидных кокошников мы уже рассматривали на северной стене. Их верхний ряд здесь гораздо проще, по сравнению с парадной северной стороной.

Верхняя часть четверика по всему периметру выделена причудливым карнизом.

Восточная стена разделена двойными полуколонками.

Ещё раз обратим внимание на пятиглавие. Главы церкви посажены на высокие барабаны. В нижней части они украшены килевидными кокошниками. Центральный барабан является световым, в нём прорезаны узкие длинные окошки. Четыре боковые барабана глухие. Их стенки украшены рядом аркатурно колончатого пояса.
Детали восточной стены в основном раскрашены в ярко-розовый цвет с небольшими вкраплениями голубой, зелёной и жёлтой красок.

Обратим внимания на две малые главки над апсидами церкви. Они возведены над двумя приделами во имя святителя Николая и преподобного Феодосия Великого.

Южная сторона четверика также очень нарядна. Здесь особенно интересны окна верхнего уровня. Особенно замысловато выглядит среднее окно с двойной рамкой по боковым сторонам, разделённое вислым камнем, с причудливым тройным навершием.

Килевидные навершия боковых окон повторяют форму закомар.

К западной стене церкви в первой четверти XIX века (1823г.) добавлена просторная классицистическая трапезная.

Трапезная палата церкви Николы на Берсенёвке. Северный фасад.

На её западной стене изображены святые, их имена написаны рядом с ликами.

Слева – св.Марк Эфесский, справа – св. архиепископ Геннадий. Слева – преподобный Иосиф Волоцкий, справа – св. Максим Исповедник.

Внешняя реставрация трапезной ещё не закончена.

Войти в храм мне не удалось, в середине буднего дня он был закрыт. Подлинного убранства в церкви не сохранилось. На официальном сайте храма есть фотографии особо чтимых икон. http://bersenevka.info/sanctuary.shtml

Набережные палаты

Кроме церкви и собственно палат, усадьба Аверкия Кириллова включала в себя так называемый Набережный корпус или Набережные палаты. Первоначально на рубеже XVII-XVIII веков на границе церковного участка появился ряд построек для причта и богадельни. После пожара 1812 года их разобрали и объединили в одно знание. Поскольку строение удлинили, то проездная арка в нём расположена асиметрично.

В основе Набережных палат – колокольня церкви 1690 года с проездной аркой и надвратной церковью Казанской Божией матери. Её разобрали в XVIII веке и выстроили новую, которая тоже не сохранилась.
Со стороны реки на Набережных палатах видны наличники, повторяющие формы XVII века. К подлинным деталям XVII столетия они отношения не имеют, это поздняя стилизация в духе русского узорочья.
Продолжим знакомство с московскими храмами XVII века:

.

Литература:
“Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье”. М., “Искусство”, 1994 г.
“Сорок сороков”, т.2 Составитель П.Г.Паламарчук, М., 1994 г.
И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина, М.И.Астафьева-Длугач “Москва. Архитектурный путеводитель”. М, Стройиздат, 2001 г.
П.В.Сытин “Из истории московских улиц”, М., 1952 г.

Криворукие фотографии сделаны мной, а текст цитирую по статье Елены Лебедевой.

Одна из ныне действующих церквей Николая Чудотворца находится на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Недавно отреставрированная, она похожа на пряничный теремок. Ее ныне существующее здание было возведено в XVII веке, но сама церковь появилась здесь гораздо раньше. Всю свою историю церковь была связана и с этим легендарным домом, и с этим зловещим местом.
Само название местности - Берсеневка - уже наводит на мрачное воспоминание о казненном в далеких временах московском боярине. В XVI - XVIII в.в. здесь находилась "Берсенева решетка", то есть ночная застава, запираемая и охраняемая сторожами, которые следили за порядком в городе. В годы правления Ивана III за караул в этом участке отвечал "объезжий голова" боярин И.Н. Берсень-Беклемишев, имя которого носит и одна из Кремлевских башен - Беклемишевская, потому что рядом с ней располагался его двор. Где-то там, у Москвы-реки, боярин был казнен в 1525 году - из-за неосторожной и смелой искренности с великим князем Василием III. А еще говорили, что перед смертью опальный боярин переехал из Кремля со всем своим двором на Берсеневку.
Впрочем, другая, менее обоснованная версия гласит, что название этой местности произошло от сибирского слова "берсень" - крыжовник, который мог расти в близлежащем Государевом саду на Софийке. Он был разбит еще повелением великого князя Ивана III в 1493 году, когда в пожаре выгорело все Заречье против Кремля, и государь приказал устроить там только сад, без жилых домов, дабы предостеречься от огня в городе впредь.
Уже в конце XIV века здесь, в районе Берсеневки, был монастырь под именем Никола Старый, что "на Болоте" - такое название получила эта топкая местность из-за постоянных разливов Москвы-реки и сильных дождей, которые превращали правобережную часть города в болото до постройки в 1786 году Водоотводного канала.
Видимо, с тех времен, от древнего монастыря и осталась на Берсеневке Никольская церковь - возможно даже, что она была прежде соборным храмом этой обители или одной из ее церквей.

Церковь упоминается еще в 1475 году, когда была деревянной, а в 1625 году называлась "Великий чудотворец Никола за Берсеневой решеткой". А память о замосквореченском, или, как говорили в старину, зареченском монастыре Москва хранила долго - молва утверждала, что именно в него Иван Грозный заточил опального митрополита Филиппа. И будто со всей первопрестольной стекался на Болото народ и толпился у стен темницы мученика. На самом же деле митрополита держали под арестом в Богоявленском монастыре Китай-города, а предание о Берсеневке появилось из-за слухов о Малюте Скуратове. С его именем молва связывала соседние с церковью красные палаты - будто бы жил в них сам главный опричник, к которому мрачный дом перешел от того самого боярина Берсеня.

Древняя часть этих палат действительно относится к XVI веку, и возможно, что именно здесь происходили тайные и кровавые расправы над неугодными царю. В 1906 году при сооружении электрической станции здесь, неподалеку от будущего Дома на Набережной, были открыты старинные подземные помещения - настолько высокие, что в них могла поместиться лошадь, о чем свидетельствуют обнаруженные там кости. В мрачных подземельях были найдены и останки человека, и множество тисков, а вскоре рядом нашли серебряные монеты времени Грозного. Вероятно, это и были пыточные подземелья Малюты Скуратова, который жил где-то рядом. Однако в советское время могила опричника была обнаружена на противоположном берегу Москвы-реки, близ церкви Похвалы Богородицы, что оставило историкам новую загадку, - ведь в те времена умерших хоронили только в своих церковных приходах, а значит, Скуратов жил не на Берсеневке, а прямо напротив нее.
Так или иначе, но только Берсеневка в московской молве была тесно связана с Малютой Скуратовым. Еще одно предание гласит, что после Скуратова дом перешел к его зятю, Борису Годунову - царь был женат на дочери Малюты.
Лишь с середины XVII века дом и церковь на Берсеневке имеют доподлинно известную историю. В 1657 году из старых палат построил себе усадьбу думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами в Замоскворечье.



Тогда же он выстроил заново и красавицу-церковь с главным престолом, освященным во имя Св.Троицы, и с Никольским приделом, которая стала его домовым храмом. В 1695 году, уже после гибели дьяка, на ее колокольне появился колокол в 1200 пудов, отлитый самим Иваном Моториным - 42 года спустя он вместе с сыном будет отливать в Кремле печально знаменитый Царь-Колокол.

Стены трапезной

Надолго растянулось строительство палат - работы еще велись и на рубеже XVII-XVIII столетий. Полагают, что в создании их окончательного вида принимал участие знаменитый М.Чоглоков, архитектор Сухаревой башни. Однако другая, более точная версия называет автором палат Ивана Зарудного - из-за сходства декора Берсеневских палат с элементами его Меншиковой башни, построенной позднее.
После смерти царя Федора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в круг придворных лиц, которых замыслили погубить Милославские. И был дьяк убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили, и труп поволокли на Красную площадь с криками: "Расступитесь, думный едет!" Он был погребен здесь, на Берсеневке, в приходе своей домовой церкви.
Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь. Кирилловы много жертвовали на эту обитель - именно на их средства были сооружены монастырские красные стены с красивыми башнями.
С 1756 года дом на Берсеневке стал принадлежать казне: сначала здесь располагался сенатский архив, потом в нем жили сенатские курьеры, и дом именовался "Курьерским". В 60-х годах ХIХ века бывший дом Кирилловых был подарен правительством московскому Археологическому обществу, которое проводило в нем свои знаменитые публичные научные заседания.

Церковь же с середины XVIII века стала обыкновенной приходской. В 1812 году она пострадала от пожара - "обгорела" и отреставрированная, была вновь освящена в следующем году после изгнания Наполеона.
В конце 1920-х годов в бывших палатах думного дьяка разместилось общежитие строителей Дома на Набережной. А в 30-е годы в подвале под закрытой Никольской церковью были найдены старинные иконы и скелет девушки с косой и вплетенной лентой, замурованный в нишу. Увидеть страшную находку больше никому не удалось - когда открыли каменную плиту, прах вмиг рассыпался.
В 1930 году после закрытия замосквореченской церкви немедленно стали добиваться ее сноса: в тот же год уничтожили колокольню, поскольку она "затемняла" помещение соседних реставрационных мастерских. Причина же сноса была, разумеется, другой - о ликвидации церкви на Берсеневке особенно хлопотал архитектор Борис Иофан, строивший в том месте целый архитектурный ансамбль - Дворец Советов и Дом на Набережной - как образец социалистического "дома-города" в стиле конструктивизма. По первоначальному проекту Дом должен был гармонировать с Кремлем и в замысле предполагался красно-розового цвета. Но судьба распорядилась иначе, и дом оказался мрачно-серым.

Фотография 1882 года из альбома Найденова. Колокольню, к сожалению, успели разобрать...

Трагедия Берсеневки продолжилась и в зловещем Доме на Набережной - пошла молва, что он был построен из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил, и потому столь несчастно складывалась судьба его многочисленных жильцов. Это были в основном члены советского правительства, министры и их заместители, маршалы и адмиралы, на головы которых в 30-е годы обрушилась секира сталинских репрессий. Лишь единицы из них избежали казни и лагерей. Даже "покой" жителей дома вместо консьержек охраняли военные, а в маленьких подвалах-окошках первого этажа держали сторожевых собак.
Старинный Никольский храм начали разбирать - в таком соседстве с новым идеологическим центром советской столицы ему не было места. А потом строительство Дворца Советов было приостановлено, и храм чудом уцелел. В 1958 году в нем был открыт НИИ музееведения, а в 70-х годах началась его реставрация.
Богослужения в нем были возобновлены в 1992 году. На празднике Преображения того же года в церкви был отслужен молебен о мире в Абхазии. В настоящее время храм действует.




А еще на фоне этой изящной и уютной церкви ее сосед за рекой кажется особенно неуклюжим, громоздким, нелепым и искусственно помпезным. Думаю, что так смотрелся и настоящий дореволюционный Храм Христа Спасителя.

Разумеется, все это слишком субъективно, и у каждого могут возникать свои собственные впечатления.

July 22nd, 2016


Всего 37 фото

Во второй части мы продолжим осмотр двора Аверкия Кириллова, и в частности - Церкви Святителя Николая Мирликийского на Берсеневке. Эти памятники истории Москвы - и Никольская церковь неразрывно связаны между собой. Оказываясь на этой древней земле, рядом с не менее древними памятниками, ты, как будто, входишь в удивительный мир Старой Москвы, что не менее удивительным образом, уцелел в безбожное советское время. Давайте, попробуем позволить себе ощутить это волнующее чувство.

Во второй части я, заодно, немного остановлюсь на легендах о подземных ходах, идущих, якобы, от церкви Николы к Храму Христа Спасителя, Ваганьковскому холму и в сторону Кремля.

Соседняя с Палатами Никольская церковь, как уже отмечалось, также была выстроена Аверкием Кирилловым в 1656-1657 годах и, даже, одно время, соединялась с ними деревянным переходом. Но, наверное, лучше точнее сказать, что кpyпнeйший вклaд в cтpoитeльcтвo cдeлaл именно Aвepкий Kиpиллoв. Oн жe пoжepтвoвaл в церковь зoлoтoй нaпpecтoльный кpecт, ycыпaнный дpaгoцeнными кaмнями, вeнчaльныe вeнцы, икoны c зoлoтыми oклaдaми. Многие советские источники считали эту церковь домовым храмом рода Кирилловых. Однако, более поздние источники указывают на то, что вокруг храма существовало кладбище. Выходит, что церковь была не домовой, а приходской. Кроме того, Николай Чудотворец на Берсенёвке, как и многие другие храмы Москвы, построен на месте древней деревянной церкви конца XIV столетия.
02.

В архитектурном отношении этот храм с главным престолом Троицы, принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Изначально он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера.
03.

Нарушая временную шкалу изложения...Возможно, где-то здесь, на личном подворье Малюты Скуратова, содержали под стражей митрополита Московского Филиппа, которого в Отроч Успенском монастыре в Твери задушил Малюта Скуратов, из-того, что метрополит отказался благословить новгородский поход Ивана Грозного в 1569 году.

Митрополит Филипп выступал против многочисленных казней, которые проводил царь. Последней каплей терпения для самодержца стало то, что митрополит всенародно обличил Ивана IV в преступлениях во время воскресного богослужения, за что и был изолирован, возможно, в подворье Малюты на Берсеневке и, вскоре, сослан в Отроч Успенский монастырь, где через год был задушен Малютой...

В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери.
05.

Храм богато оформлен, «изукрашен» - к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом.
06.

Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых.
07.


08.

В 1694 году Ирина Симеоновна передала церкви двухэтажные палаты на набережной для размещения в них дьякона и богадельни, и они использовались как дом причта. Над воротами палат, открывавшими въезд на церковный двор со стороны Берсеневской набережной, находилась колокольня. По некоторым сведениям, набережные палаты были невелики. Также Ириной Симеоновной был заказан большой 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным и пожертвованы ещё пять колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Эта колокольня пострадала во время пожара 1812 года и через несколько лет была разобрана (снос колокольни состоялся не ранее 1815 года, она ещё значится на плане, составленном в том году).

Это вид Набережных палат со двора церкви.
09.

До последнего времени считалось, что дом причта, построенный Кирилловой-Курбатовой, и есть нынешний Набережный корпус, недавно получивший фальшивые наличники "а-ля XVII в.". Как мы видим, от колокольни над воротами нет и следа. Некоторые исследователи считают, что это здание построено (перестроено) гораздо позже, возможно в XIX веке.
10.

В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви.

Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. При возобновлении храма после нашествия Наполеона трапезная выстроена вновь, а Казанский придел переосвящен (1817 г.) во имя Феодосия Палестинского, общежитий начальника. В 1853-1854 годах у западной стены трапезной храма была построена новая колокольня по проекту архитектора Н. Дмитриева.Повреждённая взрывной волной при уничтожении храма Христа Спасителя, она была снесена в 1932 году.
11.

Сейчас при церкви возведена новая временная, деревянная колокольня - она расположена на некотором отдалении от церкви к югу.
12.

А это - беседка в самом дальней восточной части территории Никольской церкви.
13.

Трапезная церкви Николая Чудотворца.
15.


16.

Наверное сейчас стоит рассказать о легенде существования тайного подземного хода (ходов) с земли Аверкия Кириллова в сторону Храма Христа Спасителя, Кремля и Ваганьковского холма. Есть сообщения от давно уже повзрослевших детей из "Дома на набережной", что они проходили по этому узким подземным ходам, из подвальных помещений Никольской церкви в сторону Кремля и Ваганьковскому холму (к Дому Пашкова).

Еще одна "бывшая девочка" из "дома на набережной" рассказывала, что в декабре 1937 году, в компании шести мальчишек, она по подземному ходу, что вел от основания бывшей колокольни храма (было там какое-то остаточное строение на месте снесенной колокольни), прошла под Москвой рекой и они вышли на поверхность к только, что разрушеному Храму Христа Спасителя. "...Сперва - ступеньки серые, каменные. Идешь ниже, ниже. Какие-то деревянные воротца, что ли, остатки от них и потом - тоннель в человеческий рост, и он углубился, и начался уклон. И тишина - ни трамваев не было слышно, ничего. Потом подъем, как бы в горку. Постепенный...". Дети оказались на поверхности в границах тХрама, (который был огорожен и охранялся в то время) и даже смогли забрать оттуда некоторые детали его архитектурных украшений. "...Помещения под храмом (Христа Спасителя) были и ходы куда-то еще, но мы не рискнули. Очень боялись заблудиться...".

В начале 1989 года Аполлос Феодосьевич Иванов, бывший сотрудник Управления строительства Дворца Советов, опубликовал в журнале «Наука и жизнь» отрывок из книги, в которой рассказывал о разрушении храма Христа Спасителя и как он со своим другом проник в древний тоннель, ведущий от храма Христа в сторону Кремля и Ваганьковского холма, то есть современного дома Пашкова (библиотека имени Ленина). В тоннеле были «человеческие кости с остатками ржавых цепей... останки неведомых узников, брошенных в подземелье по чьей-то злой воле, может быть, самого Малюты Скуратова».

Возможно, доступ к тайникам осуществлялся через лестницу в подвал трапезной, что мы видим в основании здания...
Вообще, было бы интресно получить более достоверные сведения по этой щекочущей воображение теме...)

17.

В давние времена на месте Дома Пашкова располагалось около 12 церквей - а это очень плотно, ведь Ваганьковский холм совсем не большой. При раскопках фундаментов и территории Дома Пашкова были обнаружены несколько запечатанных помещений невыясненного назначения, узко сводчатые подземные ходы, идущие в сторону Кремля и в других направлениях. На месте церкви Николы на Берсеневке был древний Никольский монастырь, двор Малюты Скуратова (по некоторым сведениям)... Возможно церкви связывали подземные ходы (поскольку их фундаменты, очевидно были белокаменными), что позволяло использовать подвалы церквей как надежно укрепленные точки, связывающие эти тайные ходы. Очевидцы рассказывают, что ходов было несколько, причем были и ходы запутывающие... Думаю, они существовали как сеть потайных ходов для оперативной смены дислокации царей, князей, важных сановников, при необходимости)

Итак, позиционно, входы в тайные тоннели находились в районе дальней части этого газона с туями, где и находилась снесенная часовня. также, возможно, эти ходы начинались и из древних подвалов здания трапезной, что вы видите на фото ниже.

18.

Подземных тайных ходов в районе Кремля было множество. «Подземные ходы, - рассуждает Стеллецкий (выдающийся российский и советский спелеолог, археолог, историк, исследователь подземной Москвы, зачинатель диггерского движения в России), - элементарная принадлежность всякой древней крепости и замка. В Московском Кремле роль главного хода для бегства принадлежала так называемому тайнику Алевиза, идущему мимо Никольской башни под Китай-город. «Алевизовским» он назывался потому, что ров над ним, на Красной площади, был обложен камнем итальянцем Алевизом в 1508 году. Построен же этот ход самим творцом Кремля - Аристотелем Фиораванти в 80-х годах XV века».

19.

Совсем недавно «Московский комсомолец» оповестил читателей - в районе Ваганьковского холма, на котором возвышается дом Пашкова, при прокладке коммуникаций под толстым слоем земли неожиданно обнаружился фрагмент настоящего подземного хода. Красный кирпич, невысокий и узкий проход в глубинах московской земли. Куда он вел? Какие хранит тайны? Есть только - версии. По самой распространенной из них - ход проведен Иваном Грозным... Оставим же этот вопрос открытым...

И, продолжим осмотр территории храма Николы на Берсеневке. Справа - на фото - Набережные палаты.
20.

21.

Декоративный характер архитектуры здания усиливают яркая полихромная раскраска деталей декора и изразцы, восстановленные в начале 1990-х гг.



23.

По легенде, в этой церкви, хранилась хоругвь времен Ивана IV, вся усыпанная драгоценными камнями. Считалось, что после каждой сотни убиенных царь раскаивался и укреплял на ней сапфир. Когда на Крестных ходах хоругвь выносили, народ пытался сосчитать количество жертв...
24.


25.

И еще ниже - блок фотографий Храма Николы на Берсеневке, снятых летом 2014 года.

Летом храм выглядит особенно нарядным и "живым"!
26.

В советское время храм действовал до 1930 года, когда он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, "мешающей хорошему освещению в палатах".
27.

Снос грозил и всей церкви - об этом также ходатайствовал Б. Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов. В 1932 году снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958 году в стенах храма разместился НИИ музееведения.

Две малые главки над апсидами церкви возведены над двумя приделами во имя святителя Николая и преподобного Феодосия Великого.
28.

Хорошо сохранились ширинки и изразцы...
29.

Белокаменная памятная плита вмурованная в опорный столб галереи-паперти.
30.

Парадное крыльцо Никольской церкви.
31.

Центральный барабан храма - световой. Богато декорированы, и фасады его здания - и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид.
32.

В церкви придерживаются старообрядческих традиций и в службах используются отдельные элементы дониконианского обряда.
37.

Источники:

Подземный ход в Кремль. Сайт журнала «Вокруг света». 01 апреля 1993 г.
М.Ю. Коробко. Палаты Аверкия Кириллова. Журнал "Русская история". №4 2013.
Википедия

Добиваемся цели