Социальные аспекты проявляются в том. Сущность труда и его социальные аспекты. Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста. В ранний и зрелый период жизни человека они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. В

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд - основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая его к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и ра бота - понятия не равноценны, не тождественны. Труд - явление общественное, она присуща только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа - понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа - килограммами.

Обязательные элементы труда - рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются ею в процессе труда. Рабочая сила - основная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда . Предметы труда - это продукты природы, В процессе работы подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительскую стоимость. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или добавляют к основному материалу новые свойства, то - вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.

Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношения соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе работы не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, в более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются. Новые потребности с требованиями их дальнейшего удовлетворения (рис. 1).

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознанной целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний - деятельности или бездеятельности, то деятельность выступает как активный процесс, а бездеятельность - как пассивный.

Основными критериями, отличающими трудовую от нетрудовой деятельности, выступают:

связь с созданием благ , т.е. создание и наращивание материальных, духовных, бытовых благ. Деятельность, не связанная с созданием, не является трудом. Например, прогулки, путешествия, игры как форма отдыха, приема пищи, лечебных процедур. Такая деятельность связана с потреблением благ для восстановления работоспособности, развития, воспроизводства жизнедеятельности;

целенаправленность деятельности . Бесцельная деятельность отношение к труду не имеет, потому что это пустая трата человеческой энергии, не дает положительных результатов;

легитимность деятельности . К работе относится только запрещенную деятельность, а запрещенная, преступная деятельность трудом быть не может, так как направлена ​​на незаконное присвоение результатов чужого труда и преследуется законом;

востребованность деятельности . Если человек затратила время и усилия на изготовление изделия, оказался никому не нужным, то такую ​​деятельность нельзя считать трудом.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства.

В процессе труда на человека влияет большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, действующих на ее работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, влияющие на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны ее развития, и прежде всего отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Восстановите по памяти текст Присяги. Президент РФ. Задание зрителям. Что изображено на гербе России. Интеллектуальная игра для 10-11 классов «Знаешь ли ты Конституцию РФ». Вопросы-минутки. Вопросы- минутки. Присяга Президента. Труд свободен. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. Цели мероприятия. Демократия. Государственные герб, флаг и гимн Российской Федерации. Основы конституционного строя.

«Тест по обществу» - Обладает свойствами системы. Действие в роли творца. Университет. Экономическая сфера. Отношения между обществом и природой. Совокупность форм объединения людей. В октябре 1917 г. была отменена частная собственность. Общество. Примером общественных отношений можно считать связи. Территория, на которой живут люди. Проверь себя. Общественные институты.

«Характеристика семьи» - Урок семьи. Коричневый. Чёрный. Розовый. Семья территориальная. Красный. Оранжевый. Разводы. Псевдосемья. Светло-синий. Белый. Гостевой брак. Серый. Юбилеи. Наиболее ответственный период в жизни семьи - когда супругам от 20 до 30 лет. Бразильцы Валдомиро да Сильва и Ирасела Ласерда решили сыграть свадьбу. Родственники. Жёлтый. Ваш цвет и вы. Семья как социальный институт. 2008 год семьи. Типы современной семьи.

«Социальная сфера» - Социальные отношения и взаимодействия. Трудовые отношения. Социальные аспекты труда. Развитие социального конфликта. Социальные отношения. Культура труда. Социальная связь. Социальный конфликт. Взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие. Потребности и интересы. Социальные взаимодействия. Интересы. Существование. Профессионализм. Совершенствование трудовой среды. Дисциплина. Стадии.

«Символика РФ» - Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи. Старый герб. Государственная символика России. Официальное объяснение символики трёх корон. Герб Российской империи. Принятие гимна. Вариант, написанный Владимиром Войновичем. Использование российского флага. Галерея гербов России. Герб Российской республики. Значение цветов флага. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Мнение населения о гимне.

«История развития Конституции России» - Мнение народа. Необходимость принятия соответствующих федеральных законов. Принципы. Особая охрана Конституции. Конституция. Новый проект. СССР. Первые Конституции. История Конституции. Конституция России. Создание Конституции «Новой России». Особые юридические свойства. Первая Конституция России. Конституция СССР. Конституция 1977 года. История российских Конституций. Роль Конституции. Особенности принятия Конституции.

Агрязнение участка моря и побережья, вызванное аварией танкера с нефтью, служит примером взаимосвязи 1) цивилизации и культуры 2) техники и технологии 3) общества и природы 4) права и морали Значимые, вызывающие определенные эмоции взаимодействия людей называют 1) взаимными уступками 2) сферой творческой деятельности 3) сферами общественнойжизни 4) межличностными отношениями Ирина готовится к экзамену по химии: читает учебник, справочную литературу, решает задачи, выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Одним из результатов этой деятельности является 1) экзамен 2) учебник 3) химия 4) отличная отметка Верны ли следующие суждения о развитии общества? А. Развитие общества связано с наличием или отсутствием природных ресурсов. Б. Развитие общества во многом определяется творческим потенциалом людей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Сферу деятельности человека, направленную на формирование системы теоретических знаний о природе и обществе, называют 1) моралью 2) религией 3) образованием 4) наукой A1 Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм предполагает любовь и уважение к историческим традициям своей страны. Б. Патриотизм предполагает хорошее знание Отечественной истории и культуры. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Любой продукт, предназначенный для продажи или обмена на рынке, называют 1) деньгами 2) ресурсом 3) ценой 4) товаром Анна планировала отправиться в путешествие в Южную Африку. Целый год она откладывала определенную часть зарплаты для последующего приобретения туристической путевки. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? 1) средство платежа 3) мера стоимости 2) средство обмена 4) средство накопления В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z носит командный (плановый) характер? 1) В стране установлен твердый валютный курс. 2) Большинство работников трудятся на промышленных предприятиях. 3) Государство определяет объемы и структуру производимой продукции. 4) Факторы производства находятся в частной собственности. Верны ли следующие суждения о рыночном механизме? А. Рыночный механизм основан на свободе предпринимательской деятельности. Б. Важным элементом рыночного механизма является конкуренция производителей товаров и услуг. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны В семье К. есть традиция: собираться вечером и рассказывать о всех проблемах. Какую роль семьи вжизни человека иллюстрирует этот пример? 1) Семья оказывает эмоциональную поддержку. 2) Семья осуществляет первичную социализацию. 3) Семья заботится о поддержании здорового образажизни. 4) Семья обеспечивает экономическую поддержку своих членов. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Социальные конфликты помогают каждому из участников раскрыть свои цели и ожидания. Б. Разрешение конфликта, нередко, предполагает переход к взаимовыгодному сотрудничеству сторон. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Демократический порядок выборов органов государственной власти отличает 1) предоставление дополнительного голоса ветеранам труда 2) наличие имущественного ценза для избирателей 3) предоставление кандидатами сведений об источниках своих доходов 4) выдвижение на выборах одного, наиболее достойного кандидата Верховная власть в государстве Z передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государств

В процессе труда люди вступают в определённые социальные отношения,

Взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда– это форма

Социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной

Основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких

Или отдалённых целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда,

Промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и

Духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе

Трудовой деятельности в определённых социальных условиях образует специфические

Социальные отношения.

Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и

Данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в

Конечном счёте, по поводу условий формирования и развития личности, социальных

Общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом

Процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для

Воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего

Собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими

Изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу

Объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от

Того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако

Затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с

Руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т.д. Следовательно, на

Основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем,

Характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.

Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную

Значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются

Связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных,

Определёнными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников,

Ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне

Взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

Как видим, на практике существует многообразие социально-трудовых отношений. Их,

А также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка и

Изучает социология труда. Поэтому социология труда- это исследование функционирования и

Социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то

Можно сказать, что социология труда- это поведение работодателей и наёмных работников в

Ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Именно такого рода

Стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают

Его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое

Поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким

Группам людей.

Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых

Отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда- это исследование социальных процессов и разработка

Направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества,

Коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе

Наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда состоят в:

Изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации

(коллектива);

Анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности

Трудовых ресурсов;

Поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного

Работника;

Оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании

Отношения к труду в условиях рынка;

Усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от

Общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;

Изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению

Трудовых конфликтов;

Создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе,

Трудовой организации и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов

Использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы

Социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с

Целью ускоренной социальной переориентации экономики.

Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются

Социологические методы, которые проявляются в:

Достигнутых знаниях о предмете исследования(понимании сущности труда и

Отношений в сфере труда);

Процессе методов сбора фактов;

Способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных

Связях между явлениями.

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда,

Предоставляют необходимую и достаточно надёжную информацию для формирования

Социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического

Развития трудовых организаций(коллективов), для решения социальных проблем и

Противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким

Образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально

Существующей действительности, с другой- способствовать утверждению новых связей и

Процессов, протекающих в сфере труда.

Науки о труде социологического профиля существуют внутри социологии в целом, но

Не обязательно являются составными частями социологии труда. Социологическими они

Являются не только по методам, но и по предмету исследования. Их общая черта–-изучение

Социальных аспектов общественного труда. Появление дисциплин внутри социологии труда

Сила мысли