Конспект урока: Системы счисления. Конспект урока "системы счисления" Урок теме десятичная система счисления

Гимназия имени Ф.К. Салманова, город Сургут

Конспект урока по математике

Учитель начальных классов

Мулюкова Рената Илдусовна

Конспект урока по математике

Тема урока : Название мерок в десятичной системе счисления

Цели:

познавательная (дидактическая):

Знакомство учащихся с названием мерок десятичной системы счисления

Знакомство с новым позиционным способом записи многозначного числа

- развивающая

Развитие умения грамотно пользоваться математическим языком (обогащение словарного запаса детей, умение правильно называть и читать числа в десятичной системе счисления)

Развитие мышления учащихся (умение анализировать, сравнивать, обобщать)

- воспитательная

Воспитание аккуратности при оформлении записей в тетради

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование урока для учителя: учебник по математике для 2 класса №1 В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, Рабочая тетрадь по математике для 2 класса №1, пособие для учителя «Обучение математике» 2 класс С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, интерактивная доска, компьютер, дидактический материал к уроку.

Оборудование урока для учащихся: учебник по математике для 2 класса №1 В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, Рабочая тетрадь по математике для 2 класса №1, тетрадь в клетку.

План урока:

Орг. момент

Актуализация знаний

Формирование знаний

Обобщение и первичное закрепление знаний

Подведение итогов

Домашнее задание, инструктаж

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствует учащихся

Создает положительный эмоциональный настрой на предстоящую совместную деятельность

Проверяет готовность к уроку

Устанавливает тишину

- Прозвенел, друзья, звонок,

начинается урок!

Глазками скорей проверь,

все ль на месте, все ль в порядке:

книжки, ручки и тетрадки

Если нет - скорей достань

и красиво, ровно встань!

Еще раз, добрый день!

Можете присаживаться

Сели ровно, красиво, спинки прямые, глазки подняли, обе руки должны быть на парте.

Глазами проверяют свою готовность к уроку

Приветствуют учителя (кивок головы)

Реагируют на замечания учителя (если такие есть)

Присаживаются на свои места

Постановка целей и задач урока

Мотивирует учащихся на урок

Ребята, к нам в гости снова пришла королева математики и принесла письмо.

Дорогие ребята!

Рада снова попасть к вам на урок! Вы уже очень много знаете по математике, поэтому сегодня решила проверить ваши знания. Прошу Вас ответить на некоторые вопросы и выполнить задания, чтобы я убедилась, что вы действительно стараетесь, правильно выполняете все задания и скоро станете великими математиками!

С уважением, Королева Математики

Урок №1

Тема: Десятичная система счисления

Дата проведения:

Цель: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов.

Задачи: - дать понятие о десятичной системе счисления;

Развивать логическое мышление, внимание

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость

Ход урока:

    Орг.момент

    Устные упражнения

а) Расставьте порядок выполнения действий и вставьте числа в «окошки».

45:5+39:13+85:17+48:16=

б) Запишите и продолжите следующие два ряда:

90 дес., 91 дес., …., 99 дес., 100 дес.

900, 910, ….., 990, 1000

3. Подготовка к работе на основном этапе урока

Давайте вспомним название разрядов числа.

Как узнать, сколько в числе десятков? (Нужно закрыть разряд единиц и прочитать оставшиеся число. Оно будет обозначать число десятков ).

Запишите любые числа, в которых 2 сотни. (200, 201, 234 и т.п).

- Увеличьте любое из этих чисел на 4 сотни. (201+400=601)

- Сколько сотен в этом числе? (6 сотен)

- Сколько сотен получим, если число 934 увеличим на 1 сотню? (934+100=1034; 10 сотен и еще 34).

Прочитайте данные числа, выделяя десятки: 234 – 23 дес., 932 – 93 дес., 975 – 97 дес., 1000 – 100 дес.

Прочитайте данные числа, выделяя сотни: 234- 2 сот., 932 – 9 сот., и т.д.

1 (с.4)

Прочитайте числа, которые держат ученики лесной школы. (594, 451, 275). Сколько сотен, десятков и единиц в каждом из чисел? (594 – 5 сот., 9 дес., 4 ед. и т.д.)

В какой записи цифра 5 обозначает число сотен? (594)

А число десятков, единиц? (451, 275)

Карточка – помощница

Разряды

Сотни

Десятки

Единицы

! Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит. В записи числа значение цифры от разряда к разряду (от единиц к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому систему записи чисел, которой мы пользуемся, называют десятичной системой счисления.

Физкультминутка – зрительная гимнастика

2 с.5 (№1 с.4)

67 – 6 дес., 7 ед., 290 – 2 сот, 9 дес., 0 – ед. и т.д.

3 с.5 (№2 с.4 )

Запиши числа с помощью цифр. (448, 905, 950, 200 )

5. Повторение ранее пройденного материала

11 с.7 (№10 с.6)

Различие в примере: 80:2 и 84:2

12 с. 7 (на доске)

Чем похожи и чем различаются выражения? Вычислите.

48:6+26∙2= 60 (48:6+26) ∙2 = 68

Физкультминутка

13 с.7 (- из слов учителя)

760-60:4=645 17∙5-38=47

52:4∙5=90 (120+60):90=2

15 (1,2)с. 8 . (- на доске)

38∙х, если х=10 409+у, если у = 302

38∙10 = 380 409+302= 711

38∙х, если х= 8 409+у, если у = 501

38∙8 = 304 409+501 = 910

38∙х, если х=5 409+у, если у = 511

38∙5=190 409+511 = 920

6. Итог урока:

Как называется система записи чисел, которой мы пользуемся? Почему она называется так?

7. Дом. задание :

Уч. правило с. 5(с.4) выуч., Р.т. с. 3 №1, с.4

Урок №2

Тема: Десятичная система счисления

Дата проведения:

Цель: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов; научить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Задачи: - учить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Устные упражнения (на сладах)

а) Найдите лишнее выражение. По какому признаку?

б) Сколько прямоугольников изображено?

3. Проверка домашнего задания

О чем говорили на прошлом уроке? Что такое десятичная система счисления и почему она так названа?

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Сегодня мы продолжим работать с десятичной системой счисления.

Сколько сотен, десятков и единиц в числе 836? Его можно записать в виде суммы.

836= 8∙100+3∙10+6

Каждое слагаемое суммы называют разрядным слагаемым, а число 836 представлено в виде суммы разрядных слагаемых.

4 с.5 (№3 с.5)

327=3∙100+2∙10+7 318 =3∙100+1∙10+8

418 = 4∙100+1∙10+8 и т.д 727= 7∙100+2∙10+7 и т.д.

5 с. 5 (№4 с.5)

Запишите значение выражения цифрами.

692, 130, 18, 705

6 с. 6 (№5 с.5)

(805, 850, 508, 580)

(855, 858, 885, 805,558, 850, 888, 588, 585, 580, 508, 555)

Физкультминутка

5. Повторение ранее пройденного материала

16 с. 8 (№11 с.6)

Было – 85 л

Долили - ? л

Стало – 192 л

Решение:

107 (л) – долили

Ответ: 107 л долили.

17 с.8 (- слайд)

стоимость

В линейку

одинаковая

    9 – 5 = 4 (т.) – больше в линейку

Ответ: больше тетрадей в линейку, заплатил больше за тетради в линейку.

18 с. 8 (слайд)

стоимость

В линейку

одинаковая

Т. на 4 б.

Руб на 12 р.б.

12: 4 = 3 (р.) – цена тетради

Ответ: 3 рубля цена тетради.

19 с.8 (- слайд)

стоимость

В линейку

одинаковая

Руб на 12 р.б.

    9-5=4 (т.) – стоят 12 руб.

    12:4=3 (руб.) – цена

    9∙3 = 27 (руб.) – стоят 9 тетр.

    5∙3 = 15 (руб.) – стоят 5 тетр.

Ответ: в линейку 27 руб., в клетку 15 руб.

6. Итог урока

В виде чего можно представить любое число? (в виде суммы разрядных слагаемых)

7. Дом.задание

Уч. с. 5 правило, Р.т. с. 3, 5

Тема урока : Десятичная система счисления.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Оборудование: доска, интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки, презентация.

Цели урока:

· Обучающие: знакомство учеников с учебником, введение понятия натураль­ного числа.

· Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.

· Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично- поисковый.

Планируемый результат.

УУД.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные: понимать, что такое «натуральное число», «классы натуральных чисел»; уметь правильно читать натуральные числа и соотносить между собой классы.

Метапредметные:

регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать по­следовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения дей­ствия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вно­сить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

коммуникативные - уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слу­шать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; аргументи­ровать свое мнение и позицию;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символические средства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока : Десятичная система счисления.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Оборудование: доска, интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки, презентация.

Цели урока:

  • Обучающие: знакомство учеников с учебником, введение понятия натурального числа.
  • Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.
  • Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично- поисковый.

Планируемый результат.

УУД.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные: понимать, что такое «натуральное число», «классы натуральных чисел»; уметь правильно читать натуральные числа и соотносить между собой классы.

Метапредметные:

регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

коммуникативные - уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символические средства

Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику

Математика. 5 класс. Муравин Г.К, Муравина О.В.

« Десятичная система счисления ».

Этап

урока.

Задачи этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Время.

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Познакомиться с учениками. Познакомить ребят с учебником.

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Начинается урок со знакомства учителя с учениками. Учитель представляется ученикам и говорит несколько слов о себе. У учителя на груди прикреплен бейджик, на котором написаны имя, отчество и фамилия учителя.

Учитель раздает бейджики ученикам и просит их написать свое имя в той форме, в которой он хочет, чтобы к нему обращались, и фамилию.

Учитель: «Вам предлагается список целей изучения математики. Отметьте те цели, которые для вас являются самыми главными. После заполнения анкеты необходимо сдать».

Учитель знакомит с учебником и его структурой.

Следует обратить внимание учеников на раздел учебника «Ответы, советы, решения», открыть список дополнительной литературы, а также посмотреть главу 6 «Повторение». Каждый пункт главы «Повторение» начинается с исторического материала, который можно привлекать как к изучению материала основных пунктов, так и при итоговом повторении.

Подводит итог этого этапа урока. При этом необходимо подчеркнуть, что начинается изучение математики в 5 классе с повторения и систематизации материала, изученного в начальной школе, что дает возможность ученикам быть успешными с самых первых уроков. В то же время ученики должны понять, что в 5 классе их ждет много нового и интересного.

Подписывают бейджики и приклепляют себе на грудь

Слайд 2.

Ученики читают анкету и задают вопросы, если им что-то непоняно.

Заполняют анкету.

Ученики знакомятся с форзацами учебника. Ищут известный материал, который они изучили в начальной школе, и неизвестный, который будет изучен ими в 5 классе.

Ученики знакомятся с оглавлением учебника и читают названия глав. Ученики видят, что в первой главе много уже знакомого им материала, а названия других глав и пунктов им незнакомы.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

С колько звезд на небе?

А травинок в поле?

Сколько крошек в хлебе? Сколько капель в море?

На вопросы эти Не найти ответ,

Но сейчас вам, дети,

Дам один совет.

Если попытаться С цифрами дружить,

Можно не бояться,

Жить и не тужить.

Не бояться, что обидишь Ты своих друзей,

Сосчитаешь и увидишь:

Просто, без затей И конфеты, и игрушки,

Кукол, книжки и хлопушки Можно поровну делить,

Никого не позабыть.

Все науки одолеешь.

Скажут про тебя ребята:

«Наш дружок - ума палата».

А когда пройдут года,

Будешь взрослым ты тогда. Космонавтом, может, станешь, До небес рукой достанешь.

Чтоб в полете не скучать, Сможешь звезды сосчитать.

В. Н. Савичев

О чем говорится в стихотворении?

(О цифрах.) Сколько всего цифр? Что можно записывать с помощью цифр?

Запишите в тетрадях по 3 числа. Прочитайте их.

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Сегодня мы познакомимся с новой темой «Натуральные числа», научимся обозначать натуральные числа, записывать их и правильно читать запись чисел

Слайд 3.

Слушают учителя

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь дату, определяют тему и цели урока.

Коммуникативные:

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

3. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счёта, повторение таблицы умножения.

Мы повторим таблицу умножения с помощью данной таблицы. Найдите буквы соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученное высказывание о математике.

Выполняют задание

Слайд 4.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Как называются числа, которые мы использовали повторяя таблицу умножения?

Показывает демонстрационный материал из электронного приложения к учебнику Г. К. Муравина, О. В. Муравиной «Математика. 5 класс»

Слушают учителя.

Смотрят презентацию.

Делают пометки в тетрадь.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь высказывать свое предположение , фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

5. Первичная проверка понимания

Дает задание из учебника

Работа с учебником: с. 7, № 2

После получения ответа обсуждает с учениками, почему одни утверждения верные, а другие - нет.

Работа с учебником: с. 7, № 4

Слайд 5.

Ученики выполняют самостоятельно № 2 и составляют число из номеров правильных утверждений.

Принимают участие в обсуждении.

Фронтально выполняют № 4.(с использованием сигнальных карточек .

Предметные: Уметь записывать натуральные числа, читать запись числа.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникат ивные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки

6. Первичное закрепление.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Для чего используются натуральные числа?

Назовите самое маленькое натуральное число?

Что мы используем в записи натуральных чисел?

Сколько цифр мы используем, чтобы записать любое натуральное число?

Относят ли нуль к натуральным числам?

Слайд 6.

Отвечают на вопросы в тетради.

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Дать количественную оценку работы учащихся.

Подводят итоги работы пар и класса в целом. Организуют обсуждение:

  • Какова была тема урока?

Если вы считаете, что поняли тему урока то приклейте зелёный листочек.

Если вы считаете, что недостаточно поняли тему, то приклейте желтый листочек.

Если вы считаете, что не поняли тему урока то приклейте красный листочек.

Слайд 7.

Учащиеся подводят итоги своей работы:

  • Я сегодня понял…
  • Я сегодня научился…
  • Мне понравилось…,
  • Мне не понравилось.
  • Я не понял…

Регулятивные:

оценивание собственной деятельности на уроке.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Стр. 7, № 3, стр. 13 №25*, 26*.

Слайд 8.

Учащиеся записывают в дневники задание

Список использованной литературы:

  1. Математика. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н. Я. Виленкина, М34 В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. I полугодие / авт.-сост. И. Б. Чаплыгина. - Волгоград: Учитель, 2014. - 228 с.
  2. Математике. 5кл.: метод. Пособие к учеб. Г.К. Мупавина, О.В. Муравиной «Математика. 5 класс». В 2 ч. Ч.1/ Г.К. Муравин, О.В. Муравина. – М.: Дрофа, 2012. – 174 с.

Цели урока:

Образовательные:

    дать определение понятия «система счисления»;

    вывести алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную и наоборот;

    научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.

Воспитательные:

    воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

Развивающие:

    развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);

    развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);

    развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).

План урока:

    Организационный момент.

    Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы и целей урока. Обозначение плана проведения урока.

Для того чтобы перейти к изучению десятичной и двоичной систем счисления, давайте разберемся что такое системы счисления и откуда они берут своё начало. Презентация «Системы счисления. Исторический очерк» ( ).

Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения (Слайд 19 презентации).

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила – Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно, Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.

Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно изучить тему «Двоичная и десятичная системы счисления». Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшне го урока «Двоичная и десятичная системы счисления».

2. Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.

Теоретический материал:

Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:

    позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;

    непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.

Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления .

Основание

Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления.

Например:

слева направо, начиная с «0» )

Теперь рассмотрим алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную на примере .

Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:

(степени расставляем над целой частью числа слева направо , над дробной частью – справа налево, начиная с «-1» )

Двоичная система счисления имеет особую значимость в информатике. Это определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только из двух знаков (0, 1).

Рассмотрим пример перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:

Рисунок 1

Пояснение: Решение оформляется на доске учителем с четким объяснение каждого своего действия.

Результатом явл яется число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево.

342 10 = 101010110 2

Теперь попробуйте записать рассмотренный алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления словами(на выполнения задани я отводится 2-3 мин., учитель контролирует его выполнение). По истечении отведенного времени учитель просит нескольких учеников прочитать составленный ими алгоритм. Затем остальные учащиеся под руководством учителя корректируют алгоритм. Учитель формулирует алгоритм, учащиеся записывают его в рабочие тетради.

Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления:

    Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.

    Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0 , то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево.

Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в д есятичную. Решим несколько примеров (один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в тетради и сверяются с результатом на доске).

Задание:

    Перевести в десятичную систему счисления числа: 10111100 1 2 ,1231 3 , 110110101 2 , 1223 3 .

    Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 457, 845, 1073.

    Записать алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.

Пояснение: задание выполняется у доски учащимися, которые назначаются учителем.

Для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные сегодня на уроке, немного поиграем. Задание «постройте по точкам» . Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.

Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем) – .

Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной сист еме координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.

Голова:

    Г1 (101;1011)

    Г2 (1100;1011)

    Г3 (101;100)

    Г4 (1100;100)

Шея:

    Ш1 (111;100)

    Ш2 (1010;100)

    Ш3 (1010;11)

    Ш4 (111;11)

Глаза:

    Гл1 (110;1010)

    Гл2 (1000;1010)

    Гл3 (1000;1000)

    Гл4 (110;1000)

    Гл5 (1001;1010)

    Гл6 (1011;1010)

    Гл7 (1011;1000)

    Гл8 (1001;1000)

Нос:

    Н1 (1000;111)

    Н2 (1001;111)

Рот:

    Р1 (110;110)

    Р2 (110;101)

    Р3 (1011;101)

    Р4 (1011;110)

Антенки:

    А1 (110;1011)

    А2 (110;1111)

    А3 (101;1111)

    А4 (111;1111)

    А5 (1011;1011)

    А6 (1011;1111)

    А7 (1010;1111)

    А8 (1100;1111)

В итоге, у вас должен получится портрет хорошо знакомого вам РОБОТА.

Рисунок 2

С образом робота учащиеся знакомы с 7-го класса: он является помощником, который помогает при выполнении практических работ и при изучении графического р едактора Paint знакомились с создание рисунка методом аппликации и рисовали портрет робота.

3. Подведение итогов урока.

Учащиеся заполняют карточку Самоанализ усвоения учебного материала учащимся и сдают её учителю ( ) .

Проверка выполнения задания («рисование по точкам»).

Фронтальный опрос:

    что такое система счисления;

    дайте определение понятию «основание системы счисления»;

    как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм).

Выставление оценок за урок.

4. Домашнее задание.

Теперь вернемся к началу урока и вспомним стихотворение, которые нам было непонятно.

Примечание: Учитель раздает учащимся распечатку стихотворения ( ).

Домашнее задание: переформулируйте стихотворение, воспользовавшись знаниями, полученными на уроке .

Цели: Обобщение и применение для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.

Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи урока: Развить алгоритмическое мышление, память и внимательность.

Углубить, обобщить и систематизировать приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Расширить представления о системах счисления, показать разнообразие применения числа.

Развить познавательный интерес и логическое мышление.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала.

На доске: тема урока «Системы счисления».

На партах детей разложены учебники, рабочие тетради, буклет к уроку.

Учитель приветствует детей.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель : На прошлом занятии мы знакомились о способах перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы в двоичную. Поэтому цель сегодняшнего урока — Обобщить и применить для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.

Учитель : Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную; из двоичной в десятичную.

Наш урок начну со слов Иоганна Гете: «Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир».

А впереди нас ждет “Веселая разминка”.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

Ответы на поставленные вопросы будете записывать в тетрадь.

(Ребята одновременно работают в рабочей тетради)

1. Когда дважды два равно 100?

У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет.

Старший учится в 1001 классе. Может ли быть такое?

Ответ: У меня 4 братьев. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет.

Старший учится в 9 классе.

3. Обобщение знаний.

Мы переходим к следующему этапы нашего урока. Вам понадобиться не только умения и навыки по переводу из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие.

Но прежде ответьте на вопросы:

1. Какую систему счисления мы используем в обычной жизни?

2. Что является основанием данной системы счисления?

3. Как представлена числовая информация в компьютере? Какая система счисления при этом используется?

4. Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?

“Эврика”

Ребята, а вы знаете, сколько глаз у пиявки? А какого размера сапоги носил дядя Степа? На эти вопросы, нам помогут ответить те задания, которые вы сейчас выполните.

Задания разного уровня сложности:

1. УРОВЕНЬ

1. Ей было 1100 лет,

Она в 101 -ый класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила -

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля Десятком(10) ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С Одним(1) хвостом, зато 100- Ногий.

Она ловила каждый звук

Своими Десятью(10) ушами,

И Десять(10) загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И Десять(10) темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

1. Ей было 12 лет,

Она в 5 — ый класс ходила,

В портфеле по 4 книги носила -

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля 2 ногами,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С 1 хвостом, зато 2 -ногий.

Она ловила каждый звук

Своими 2 ушами,

И 2 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 2 темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

2. УРОВЕНЬ

1. Сколько больших планет обращается вокруг солнца?

Подсказка: 10012 ответ 9

2. Сколько вершков в аршине?

Подсказка: 100002 Ответ 16

3. Сапоги какого размера носил дядя Степа?

Подсказка: 1011012 Ответ 45

4. Сколько глаз у пиявки?

Подсказка: 10102 Ответ 10

3. УРОВЕНЬ

1. Определите четное число или нечетное:

А) 10012

Б) 110002

В) 11001002

Г) 100112

Сформулируйте критерий четности в двоичной системе.

Ответы 9, 24,100,19

2. Какое максимальное число можно записать в двоичной системе счисления восьмью цифрами?

111111112=25510

Учащиеся выполняют задания выбранного уровня. Проверка с экрана проектора из презентации СЛАЙДЫ. За правильно выполненную работу получают жетоны желтого (1 уровень), зеленого (2 уровень), красного(3 уровень) цветов.

4. Этап закрепления, проверки полученных знаний.

-Необходимо вспомнить два способа оформления перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему (табличный и столбиком).

Победит та группа, которая сумеет: быстро решить задания; сделать пояснения; сумеет организовать свою деятельность так, чтобы количество выполненных заданий было максимальным. Группе победителю представиться возможность первой обработать данные на компьютере и выполнить построение.

1 уровень

Перевести из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления числа: 100; 37.

2 уровень

Перевести из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления числа: 168; 241.

3 уровень

Перевести из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления числа: 168; 241.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Смотри презентацию)

5. Этап систематизации, обобщения изученного.

Класс разбивается на группы по два человека.

Группа приступает к выполнению задания на компьютере.

Задание 1:

Необходимо в среде “Калькулятор” выполнить перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Значения оформить в виде записи координат точек. Полученные координаты, отметить на плоскости (в рабочей тетради), поочередно соединить точки, продемонстрировать полученную фигуру.

Задание 2:

Вторая группа получает карточки, на которых записаны числа в двоичной системе счисления. Выполнить перевод чисел в десятичную систему счисления. На доске выбрать полученный результат. Затем с помощью калькулятора найти сумму десятичных чисел по строкам (по горизонтали), столбцам (по вертикали) и по диагоналям. Сделать вывод.

В результате полученные суммы — одинаковы (равны 34).

Спросить детей, знают ли они, как называются такие квадраты.

6. Сообщение » Магические квадраты».

7. Подведение итогов.

Учитель: В чем же состоит магия числа?

8. Творческое домашнее задание:

Придумай свой рисунок, опиши его в десятичной и двоичной системах счисления.

Выполни рисунок на листе бумаги в клетку.

Поиск себя