Какие буквы не нужны в русском языке? Какой тайный смысл несёт каждая буква в языке русском: «Как слово наше отзовётся» - звуком ли пустым Особенности звучания букв без звуков «Ь и Ъ»

Некоторые буквы выполняют определенную функцию в произношении слов: присутствие или отсутствие мягкого и твердого знака может кардинально изменить смысл самого слова. О всех буквах, которые не имеют звуков, узнайте их статьи.

В русском языке — существуют буквы, которые не обозначают какой-то один конкретный звук. В правописании, такие буквы используют в качестве указателей для правильного произношения слов. Этими качествами обладают буквы: Ь (мягкий знак) и Ъ (твердый знак).

Буквы без звуков: буква «Ь»

  • Как именно меняется смысл слов при написании данных буквенных знаков, можно увидеть на таком примере: без твердого знака в слове «сел» и с твердым знаком «съел», отсутствующий мягкий знак в слове «семя» или его наличие в слове «семья». Не имея собственного звука – данные буквенные знаки, способны воздействовать на произношение соседних букв.
  • Буква без звука мягкий знак – в русской речи задействована для смягчения предыдущей согласной буквы: конь, перья, ложь, пьеса, пульт, ладья.
  • В правописании, мягкий знак выполняет не только смягчающую функцию, но и разделительную, грамматическую и выступает в роли обозначения самостоятельного смягчения для парных согласных звуков.
  • Иногда, буква Ь оказывает содействие в образовании разных конфигураций глагола от единого первостепенного источника , например: в словах «крутится» и «крутиться» — мягкий знак меняет форму одного и того же глагола.
  • Также мягкий знак служит для определения мужского или женского рода в существительных словах. Для примера: «метель» — слово женского рода, а «вертел» — существительное мужского рода.
  • Употребляется данная буква без звуков чаще всего в середине слова: корень или суффикс. А также в конце слова — для смягчения произношения предыдущего твердого звука. В случаях, когда буква Ь используется в качестве разделительного знака – пишется она после согласной буквы, внутри слова и перед гласными буквами: Ю, И, Ё, Я, Е. Как в словах: пьет, ожерелье, сомненья, воробьи, вьюн.


  • Мягкий знак — меняет произношение данных букв: каждая из этих букв приобретает дополнительный звук «Й». Таким образом, их звучание будет выглядеть так: И – «ЙИ», Е – «ЙЕ», Ю – «ЙЮ», Ё – «ЙЁ», Я – «ЙЯ».


  • Буква Ь — выполняет разделительную функцию при написании некоторых слов иностранного происхождения: она не позволяет гласной букве «О» и предыдущей согласной, сливаться при произношении: батальон, павильон, шампиньон, септильон. Важно помнить, что после приставок — разделительный мягкий знак не употребляется в правописании.

Буквы без звуков: «Ъ» и его произношение в русском языке

  • Твердый знак также является буквой без звуков в произношении слов выполняет исключительно разделительную функцию. Его написание способно изменять смысл слова: «съел», «сел» — различие в смысл вносит наличие твердого знака. Но в отличие от мягкого знака, буквенный символ Ъ — пишется после приставок: между согласными и гласными буквами Я, Ё, Ю, Е. Например в словах: конъюнктивит, объявление, взъерепениться, разъемщик.


  • При написании разъединительного твердого знака , в звучании, после согласной — появляется йотирование последующей гласной буквы. В произношении гласных букв нет смягчения, и четко выделяется два составляющих звука: гласная буква и звук «Й». Для каждой буквы, эти звуки соединены в композицию: Ю – «ЙУ», Я – «ЙА», Ё – «ЙО», Е – «ЙЭ». Однако существует звуковое прочтение, когда гласная в слове читается без применения дополнительного звука «Й».
  • В этом варианте, ее прочтение звучит без мягкости. Существуют сложные слова, в которых пишется твердый знак: если написанное слово составлено из двух частей, где первую часть занимает слово, образованное от числительного, а вторая часть — начинается с гласной буквы: трехъярусный, четырехъярусный, двухъядерный.
  • Разделительный твердый знак пишется, если слова имеют приставку, заимствованную от иностранных слов. Это относится и к тем случаям, когда приставка при трансформации слова соединилась с корнем, образуя в конце согласную букву: адъютант, конъюнктурный, субъективный, трансъевропейский, предъюбилейный, объект. В звучание этих слов, преобладает в большей степени, йотирование гласной буквы.

Особенности звучания букв без звуков «Ь и Ъ»

  • Мягкий и твердый знак не новые буквы и существование их берет начало с древнерусского языка. Однако в те времена, их звучание было иное: буква Ь – читалась как звук «И», называлась «ерь» , а буква Ъ – соответствовала названию «еръ» и звуку «О».
  • Произношение последнего буквенного символа, в древнем звучании было кратким, без мягкости. В древнерусском языке, было три вида гласных: носовые, краткие и полные буквы. Каждая группа букв — выполняла свою функцию, для передачи тех или иных звуков.
  • Со временем, язык видоизменился, и носовые гласные буквы — потеряли свою значимость при произношении. Однако их написание в тексте – частично сохранилось и отображалось условными буквенными знаками.
  • Буквы без звуков, которые при написании, находились в конце слова или рядом с ударными гласными, перестали существовать совсем. Остались лишь те, которые отображались в ударном слоге, рядом с другими гласными и перед группой согласных букв, а так же такие, что при написании, сохранили свое соседство с сильными по звучанию гласными буквами и приобрели произношение в виде самостоятельного звука «Э» или «О».
  • Видоизменение звуковых значений , можно увидеть на сравнительном примере современных слов. Так в написании слова «смех», буква Е — обозначалась мягким знаком, а в слове «свиток», букву О — древнерусское писание заменяло, твердым знаком. Произношение букв без звуков Ъ и Ь — имело прямое значение от расположения их относительно ударного слога: звук менялся, исходя из того, насколько сильную позицию занимал буквенный знак.


  • Поэтому, в современном русском языке, многие из давних видов произношения, приобрели иную форму написания и звучания, именуемую как — «беглые гласные» . К тому же, многие писатели древности, перестали употреблять написание твердого знака в конце слова, считая его бесполезным с точки зрения произношения звуков.
  • Его основной задачей было указывать на твердость предстоящего согласного: старорусское «весъ» — читается как «вес». Было и так ясно, что отсутствие смягчающего знака в конце слова — обозначает твердый звук. Необходимость написания буквы Ъ в конце слова – исчезла.


  • А вот мягкий знак – сохранил свои позиции до наших времен. Не исключено, что со временем, оба знака утратят свою актуальность и будут заменены при написании — диакритическими символами. Некоторые славянские народы, уже имеют подобные символы в своей языковой грамоте.

Видео: Что мы слышим и как читаем буквы без звуков?

Здесь представлены вопросы школьной олимпиады по русскому языку для 2 класса.

Задание 1.

Найди общее начало для слов:
________-тина, ________-тошка, ________-та, ________-ман, ________-тон.

Задание 2.
Найди слова, которые спрятаны в словах:
Мель - ________________________________
Волк - ________________________________
Удочка - ________________________________
Коса - ________________________________
Столб - ________________________________
Хлев - ________________________________
Зубр - _______________________________
Уточка - ________________________________

Задание 3.
Отгадай ребусы:
Р1А________, О5_________, Ш3Х________, 1ОЧКА___________, Э100ния _______________________, За1ка

Задание 4.
Вставь в слова пропущенные буквы:
_зычок, Р_ссия, п_года, м_ро_, ра__каз, т_атр, _ртистка, вдру_, ов_щи, вес_ло, ч_ловек, М_сква, р_бята, _днажды, т_тра_ка.

Задание 5.
В каком варианте слова не обозначают одно и то же?

а) слеза - слезинка
б) кувшин - кувшинка
в) берёза - берёзка

Задание 6.
Найди лишние слово, подчеркни и объясни причину исключения:

а) мяч, арбуз, лес, зубы

б) ночь, дочь, поле, петь

Задание 7.

Составь слова из букв: ы,л,о,м е,р,о,п у,р,а,к,ч
……………………………………………………………………………………………………

Задание 8.
Выбери слова, в которых есть только мягкие согласные:
билет, теперь, топор, шесть, чаща, юбилей.

Задание 9.
Найди лишнюю пару:

широкий - узкий
громкий – сильный;
тёмный – светлый.
робкий - смелый

Задание 10.
Выдели слова, которые можно разделить для переноса.

Осень, яма, пояс, Анна, лейка, ясень, сучья, якорь, коньки, аист.

Задание 11.
Выдели слова, в которых начальные буквы должны быть большими.

наташа, озеро, гора, собака, тузик, кузнецов, волга

Задание 12.

В каком слове отрицание нет слышится 100 раз.

Задание 13.

В каком слове слышится три о, а пишется четыре
буквы.

Задание 14.
Поставь ударения над словами.

Арбуз, гусеница, ремень, портфель, шофер, алфавит. хворост, голоден, понял, поняла.

Задание 15.
Подбери противоположные по смыслу слова.

1. День _________________
2. Враг _________________
3. Хвалить ______________
4. Тепло ______________
5. Смелый ______________

Задание 16.
Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:

Сосна, камыш, жало, навес, актёр, шина, кабан, качай, нора, какой.

Задание 17.
Подбери к данным словам, слова близкие по значению.

1. Учитель-____________________.
2. Ученик- _____________________.
3. Машина-____________________.

Задание 18.
Найдите в каждой строчке лишнее слово и подчеркните его.

1. Желток, железо, желтый;
2. Берег, огород, обед, играем;
3. Я, лыжи, мы, он;
4. Часовщик, часть, час.

Ответы на вопросы олимпиады:

1. Кар
2. Ель, вол, дочка, оса, стол, лев, зуб, точка.
3. Родина, опять, штрих, одиночка, Эстония, заколка.
4. Язычок, Россия, погода, мороз, рассказ, театр, артистка, вдруг, овощи, весело, человек, Москва, ребята, однажды, тетрадка.
5. б
6. а) зубы - мн.ч. б) петь - гл.
7. мыло, перо, ручка
8. теперь, чаща, юбилей.
9. громкий - сильный
10. пояс, Анна, лейка, коньки.
11. Наташа, Тузик, Кузнецов, Волга
12. стонет
13. трио
14. АрбУз, гУсеница, ремЕнь, портфЕль, шофЕр, алфавИт. хвОрост, гОлоден, пОнял, понялА.
15. 1. День - ночь; 2. Враг - друг; 3. Хвалить - ругать; 4. Тепло - холодно; 5. Смелый - трусливый.
16. Насос, мышка, ложа, весна, тёрка, ниша, банка, чайка, рано, койка.
17. 1. Учитель - педагог; 2. Ученик - школьник; 3. Машина - автомобиль
18. 1. железо; 2. играем; 3. лыжи; 4. часть.

Твердый и мягкий знаки не обозначают никаких звуков. Твердый знак выполняет разделительную функцию и употребляется после приставок, заканчивающихся на

согласные, а также перед корнем слова, начинающимся на е, ё, ю или я (предъюбилейный, взъерошенный, отъём, съязвить). Он, например, помогает нам различать слова «сел» и «съел». Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного: вьюнок, обезьяна,

раньше, семь. Иногда мягкий знак помогает отличить существительное мужского рода от женского: например, слово «вещь» женского рода, а «хвощ» - мужского. Кроме того, он нередко способствует созданию разных форм одного и того же глагола: встретится и встретиться.

А вот в древнерусском языке мягкий и твердый знаки (ерь и еръ) означали вполне реальные звуки. Первый означал краткий звук «и», а второй – такой же краткий «о». Еще до принятия Русью христианства и развития письменности в языке имелись полные, краткие и носовые гласные, и все они выполняли различные функции. К моменту крещения Руси носовые гласные из русского языка исчезли, но буквы для их обозначения остались. Бывшие краткие гласные ь и ъ в одних словах оказались в сильных позициях (например, под ударением, перед скоплением нескольких согласных, в соседних слогах с другими краткими

гласными или далеко от ударных слогов с любыми гласными) и таким образом превратились в полные гласные о или э, а в других – в слабых позициях (в абсолютном конце слова,

в соседних слогах с ударными гласными) и постепенно просто исчезли из обихода. Раньше твердый знак был в слове «соединить» вместо «о», мягкий – в слове «день» вместо «е». В современном русском языке есть такое понятие, как «беглые гласные». Это наследие древнерусского. Вот почему тексты на древнерусском языке так трудно читать.

Нужны ли нам твердый и мягкий знаки? Сложно сказать. В чешском языке, к примеру, они уже давно заменены диакритическими символами. Язык подвержен изменениям, и не исключено, что рано или поздно ъ и ь перестанут существовать как буквы алфавита.

Отношения